Для эффективного накопления денег важно не только выгодно вкладывать, но и беречь деньги. Моя знакомая (для конфиденциальности назовём её Аней) обратилась за консультацией, потому что попала в ситуацию при продаже мебели на Авито. Она потеряла 60 000 ₽.
История:
На Авито присутствуют мошенники, которые под видом покупателей стараются узнать конфиденциальные данные банковских карт продавцов и украсть деньги. Так и в случае с Аней позвонила мошенница под видом покупателя. Покупатель задала пару вопросов о товаре, и сообщила, что готова приехать вечером и забрать товар. Также покупатель сообщила, что готова перевести за него деньги. Нужен только номер банковской карты, для перевода.
Аня передала номер карты, после чего мошенница сказала, что перевела деньги, но для завершения перевода требуется одноразовый код из смс.
После того, как знакомая сказала смс код, с карты начали списывать суммы по 1-3 тыс.руб. на другие банковские карты. За 3 минуты произошло больше 20 операций и списали 60 тыс.руб. Быстро осознав, что произошло, Анна стала звонить на горячую линию поддержки банка ВТБ, где 10 минут ждала очереди, пока освободится оператор колл-центра. Когда оператор наконец взял трубку, карта уже опустела, а у оператора не было возможности заблокировать операции.
Банк ВТБ тут же "слился", переложив ответственность на Аню, которая передала код мошенникам. Полиция приняла заявление о мошенничестве, после чего связалась только 1 раз для того, чтобы пригласить в отделение, где следователь составил письменное заявление.
Анализ ситуации и совершенных ошибок:
Чтобы вы или ваши близкие не оказались в такой ситуации, важно обращать внимание на следующие моменты:
1) Почему покупатель готов оплатить товар в наличии которого даже не удостоверился?
Люди, покупая товар на Авито или Юле, платят наличными или переводят деньги на карту только после получения товара, или убедившись, что товар соответствует фотографиям.
2) Зачем покупателю код подтверждения?
Смс пароли и коды, которые присылает банк, CVC коды и PIN коды карт — конфиденциальные сведения, потенциально опасны и предназначены только вам. В данном случае мошенница получила доступ к личному кабинету банка ВТБ, зная код из смс, что и позволило ей вывести деньги.
3) Есть ли у вашего банка нормально работающие комплаенс—процедуры?
Почему у второго в России по размеру активов банка ВТБ они отсутствуют, почему подозрительные транзакции не были заблокированы? Это странно, если учитывать размер аудитории клиентов банка — 6,3 млн.
Пользуюсь услугами Альфа Банка и Тинькофф банка. В обоих банках выстроен процесс блокировки подозрительных транзакций, а сотрудники банков лично звонят на сотовый и задают идентификационные вопросы при попытке совершения подозрительных транзакций. Например, когда оплачиваете в ресторане счёт на 10 000 ₽.
В этой ситуации у ВТБ не вызвали подозрения 20 переводов в среднем на 2500 ₽ за 3 минуты, при том, что Аня по этой карте совершает за неделю максимум 10 покупок и переводов.
Выводы:
В таких ситуациях лучше, конечно, учиться на чужих ошибках.
Лучше быть "на чеку", не передавайте незнакомым людям персональные и банковские данные. Не записывайте PIN на карте и не храните его рядом.
А лучше — храните в голове.
Пользуйтесь услугами банков, которые берегут деньги клиентов (не ВТБ).
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм
Получить бесплатную консультацию по любым вопросам о деньгах, составить финансовый план и начать инвестировать легко: Оставьте заявку на сайте Finoman и мы поможем