Найти в Дзене
Rembaud

Зелёный или чёрный?

Отнюдь, речь идёт не о выборе чая. Несколько дней назад состоялась премьера картины "Зелёная книга", рассказывающей о чернокожем музыканте в США 60-х годов. Она уже получила пять номинаций на "Оскар" и тем интереснее было увидеть её в первый день проката. Разговоры о противоречивом поведении американской киноакадемии оставим на потом (список номинантов на "Оскар" тут). Сейчас интереснее всего сконцентрироваться на самом фильме.

Впечатление после просмотра – это главное, с чем имеет дело зритель, когда выходит из кинозала. И с этим у фильма Питера Фаррелли всё прекрасно. На финальных титрах проступает давно забытое ощущение непринуждённого и мягкого веселья, которое ассоциируется с "Одним дома". Вряд ли фильмы можно назвать похожими. Но в последние 10 минут атмосфера рождественской магии полностью окутывает тебя с помощью панорамных видов заснеженного Нью Йорка, сверкающих гирлянд и ретро автомобилей. Жанрово фильм определён как драма/комедия и стоит признать, что обе эти линии бережно переплетены между собой еще на сценарном уровне. И мне кажется, что почти идеальный сценарий – главный фактор успеха "Зелёной книги". В процентном соотношении я бы отдал ему половину, примерно столько же ушло бы великолепной игре Вигго Мортенсена и Махершалы Али, ну и оставшиеся 10% – визуальной части и музыке. Элегантные шутки, тонкая драма и незамысловатый сюжет, повествующий о внезапно возникшей дружбе – это же абсолютно простая и действенная формула для современного качественного кино.

-2

Путём недолгих размышлений можно сделать вывод, что ключ "Зелёной книги" к сердцу зрителя – простота. Незамысловатые шутки, незамысловатый сюжет, незамысловатый конфликт (интеллигент и быдло), который перерастает в дружбу. Всё в картине словно намекает на отношение зрителя к ней. Однако это не так. Глубины фильму добавляет та самая драматическая составляющая, которая постоянно напоминает о себе в моменты пикового напряжения. Это может быть перепалка между пьяным Доном Ширли (Махершала Али) и Тони (Вигго Мортенсен) или кульминация диалога по пути из одного города в другой, когда музыкант говорит, что он чужой и для черных, и для белых. Либо это может быть немая сцена с участием Дона Ширли, зеркала и стакана виски. Эти небольшие сюжетные детали окончательно выстраивают пазл, задуманный режиссёром. После сеанса остаётся чувство лёгкого удовлетворения, похожего на мерцание уличного фонаря в метель. Режиссёр не пытается удивить, он рассказывает историю, а ты будто становишься случайным слушателем, очень красочно её визуализировавшим.

P.S. На Арзамасе вышел замечательный материал про историю возникновения "Зелёной книги" в США, про её развитие и количество редакций с первой половины 20-го века.