Автор: Дарья Голяшева
Когда фильм «Фаворитка» только вышел в кинопрокат в России, то уже получил высокие рейтинги и положительные оценки. Режиссёр картины – Йоргос Лантимос зарекомендовал себя как многогранный «артхаусник». И «Фаворитка» стала четвёртой лентой в его необычном арсенале. Все его фильмы («Лобстер», «Кинетта» и другие) связаны схожей подачей идеи. Йоргос даёт зрителю ситуацию без лишних подробностей и каких-либо отсылок – так происходящее воспринимается как должное. Крупные планы и иногда «непрофессиональная» съёмка погружают в атмосферу, задуманную режиссёром.
Лантимоса называют экспериментатором: в одном из интервью он подтвердил, что иногда на съёмочной площадке просит актёров покататься по полу, поорать во всё горло или сделать ещё какую-нибудь «шалость». Так он хочет вывести их из зоны комфорта, чтобы добиться максимально свободной игры.
Если раньше кинорежиссёр придерживался одной идеи, то в своей новой картине он включил несколько сюжетных линий. В основе – взаимоотношения людей, которые от одной большой ветки расходятся на более мелкие. События разыгрываются вокруг королевы Анны (Оливия Колман), мисс Мальборо (Рэйчел Вайс) и Эбигейл (Эмма Стоун). Лантимос опускает исторический лоск и даёт больше воздуха развлекательным элементам: танцам, смеху и всеобщему веселью.
Во дворец приезжает новенькая служанка Эбигейл Хилл, кузина леди Мальборо. Над Эбигейл подшучивает прислуга. Ей приходится спать в общем подвале, который чем-то напоминает грязную переполненную больницу. Она моется общим мылом и постигает все «прелести» работы поломойки. У Эбигейл есть понятие о человеческих ценностях, она добра ко всем безвозмездно. Скорее всего, девушка привыкла к такому образу жизни: однажды родной отец проиграл её в карты. Героиня очень умна и не теряет самообладания. Будь она изначально в расположении своей кузины и королевы, то могла бы добиться уважения к своей персоне в считанные дни.
Жизнь в английском поместье идёт своим чередом. Королева Анна предстаёт в образе полоумной дурочки. Она не столько правит, сколько просто существует. Её ежедневные дела – игры и развлечения, например, гусиные бега или тайные поцелуи со служанкой, чтобы заставить ревновать свою лесби-подружку Сару. Анна – взрослый ребёнок, который «не хочет ничего решать». Эти потехи перенимают на себя почти всё её внимание, даже война с Францией не особо-то волнует королеву. Она не так уж и беспокоится, потому что рядом с ней находится леди Мальборо, которая берёт на себя все государственные дела Англии.
Мальборо или Сара Черчилль – и нянька, и главнокомандующая. Эта дама далеко не сахар, и не случайно возникает ассоциация с весьма известной маркой крепких сигарет. Герцогиня Мальборо такая же терпкая, в чём-то «стальная» женщина. У неё превосходные навыки управления как страной, так и людьми. Сара – манипулятор до мозга костей: в какой бы ситуации она ни оказалась, все её проблемы решатся по щелчку. Королева Анна готова на всё ради любого желания своей сердечной подруги.
Идёт война Англии с Францией. По стечению обстоятельств, выясняется, что королева тяжело болеет. Эбигейл помогает облегчить боль с помощью народных средств, и тут-то высокопочтенная леди Мальборо замечает свою кузину как личность. Эбигейл становится персональной служанкой Сары Черчилль. В этот момент начинается тернистый, с нотками черноты и интригами путь героини к королеве. Она ставит себе неожиданные цели, которых рано или поздно добивается, но не самыми лучшими средствами.
Плавно подкрадывается мотив любви. «Фаворитка», казалось бы, настаивает на теме властвования и покровительства. Борьба втеревшейся в доверие Эбигейл и самой герцогини Мальборо приковывает к себе взгляд. Манипуляции интимными встречами – борьба за внимание королевы. И кажется, что это основная линия киноленты. Королева Анна остаётся в тени, она как будто вспомогательный персонаж. Но это не так. За её детскостью скрывается боль, она чувствует себя одиноко и ищет людей, которые помогут ей забыться. Анна холит свою братию пушистых кроликов, играет с лобстерами – в этом её утешение, когда любимой подруги нет рядом. Она боится быть осмеянной, ей часто становится страшно, когда остаётся одна. Анну хочется пожалеть, и невольно возникает сочувствие к ней. Ведь у человека есть всё, но её жажда быть обласканной и любимой перебивает уже имеющийся трон – этим и пользуется Эбигейл.
Этот лесбийский треугольник наглядно объясняет мотивы и желания каждой из героинь. Если две конкурирующие особы жаждут лишь власти, то фигура Анны, вокруг которой всё закручивается, хочет настоящей любви. Эбигейл и Сара – два огня, а бедная Анна так и мечется между ними, находя спокойствие то в одной, то в другой.
Кто же является главной фавориткой? Финальная сцена фильма расставляет всё на свои места. Она не является «бумом», потому что конец был вполне ожидаемым на протяжении всего просмотра. Драма, собравшая в себе частички исторической хроники, сарказма и человеческих чувств – достойная альтернатива изысканным картинам, которые цепляют своим внутренним убранством (это и костюмы, и красивая операторская работа, и неожиданные повороты сюжета). «Фаворитка» оставляет после себя впечатление фильма о власти. С каждым последующим просмотром киноленты появляются новые, до этого как бы скрытые, подробности истории о трёх женщинах.