Найти тему

Рецензия на фильм «Фаворитка»

Автор: Дарья Голяшева

Когда фильм «Фаворитка» только вышел в кинопрокат в России, то уже получил высокие рейтинги и положительные оценки. Режиссёр картины – Йоргос Лантимос зарекомендовал себя как многогранный «артхаусник». И «Фаворитка» стала четвёртой лентой в его необычном арсенале. Все его фильмы («Лобстер», «Кинетта» и другие) связаны схожей подачей идеи. Йоргос даёт зрителю ситуацию без лишних подробностей и каких-либо отсылок – так происходящее воспринимается как должное. Крупные планы и иногда «непрофессиональная» съёмка погружают в атмосферу, задуманную режиссёром.

Лантимоса называют экспериментатором: в одном из интервью он подтвердил, что иногда на съёмочной площадке просит актёров покататься по полу, поорать во всё горло или сделать ещё какую-нибудь «шалость». Так он хочет вывести их из зоны комфорта, чтобы добиться максимально свободной игры.

Главное хорошо играть, тогда поверят, что невинна
Главное хорошо играть, тогда поверят, что невинна

Если раньше кинорежиссёр придерживался одной идеи, то в своей новой картине он включил несколько сюжетных линий. В основе – взаимоотношения людей, которые от одной большой ветки расходятся на более мелкие. События разыгрываются вокруг королевы Анны (Оливия Колман), мисс Мальборо (Рэйчел Вайс) и Эбигейл (Эмма Стоун). Лантимос опускает исторический лоск и даёт больше воздуха развлекательным элементам: танцам, смеху и всеобщему веселью.

Во дворец приезжает новенькая служанка Эбигейл Хилл, кузина леди Мальборо. Над Эбигейл подшучивает прислуга. Ей приходится спать в общем подвале, который чем-то напоминает грязную переполненную больницу. Она моется общим мылом и постигает все «прелести» работы поломойки. У Эбигейл есть понятие о человеческих ценностях, она добра ко всем безвозмездно. Скорее всего, девушка привыкла к такому образу жизни: однажды родной отец проиграл её в карты. Героиня очень умна и не теряет самообладания. Будь она изначально в расположении своей кузины и королевы, то могла бы добиться уважения к своей персоне в считанные дни.

Ты похожа на барсука!
Ты похожа на барсука!

Жизнь в английском поместье идёт своим чередом. Королева Анна предстаёт в образе полоумной дурочки. Она не столько правит, сколько просто существует. Её ежедневные дела – игры и развлечения, например, гусиные бега или тайные поцелуи со служанкой, чтобы заставить ревновать свою лесби-подружку Сару. Анна – взрослый ребёнок, который «не хочет ничего решать». Эти потехи перенимают на себя почти всё её внимание, даже война с Францией не особо-то волнует королеву. Она не так уж и беспокоится, потому что рядом с ней находится леди Мальборо, которая берёт на себя все государственные дела Англии.

Мальборо или Сара Черчилль – и нянька, и главнокомандующая. Эта дама далеко не сахар, и не случайно возникает ассоциация с весьма известной маркой крепких сигарет. Герцогиня Мальборо такая же терпкая, в чём-то «стальная» женщина. У неё превосходные навыки управления как страной, так и людьми. Сара – манипулятор до мозга костей: в какой бы ситуации она ни оказалась, все её проблемы решатся по щелчку. Королева Анна готова на всё ради любого желания своей сердечной подруги.

А Сара очень метко стреляет
А Сара очень метко стреляет

Идёт война Англии с Францией. По стечению обстоятельств, выясняется, что королева тяжело болеет. Эбигейл помогает облегчить боль с помощью народных средств, и тут-то высокопочтенная леди Мальборо замечает свою кузину как личность. Эбигейл становится персональной служанкой Сары Черчилль. В этот момент начинается тернистый, с нотками черноты и интригами путь героини к королеве. Она ставит себе неожиданные цели, которых рано или поздно добивается, но не самыми лучшими средствами.

Плавно подкрадывается мотив любви. «Фаворитка», казалось бы, настаивает на теме властвования и покровительства. Борьба втеревшейся в доверие Эбигейл и самой герцогини Мальборо приковывает к себе взгляд. Манипуляции интимными встречами – борьба за внимание королевы. И кажется, что это основная линия киноленты. Королева Анна остаётся в тени, она как будто вспомогательный персонаж. Но это не так. За её детскостью скрывается боль, она чувствует себя одиноко и ищет людей, которые помогут ей забыться. Анна холит свою братию пушистых кроликов, играет с лобстерами – в этом её утешение, когда любимой подруги нет рядом. Она боится быть осмеянной, ей часто становится страшно, когда остаётся одна. Анну хочется пожалеть, и невольно возникает сочувствие к ней. Ведь у человека есть всё, но её жажда быть обласканной и любимой перебивает уже имеющийся трон – этим и пользуется Эбигейл.

Бессмысленные заседания, лучше бы мне кто ножки помассировал
Бессмысленные заседания, лучше бы мне кто ножки помассировал

Этот лесбийский треугольник наглядно объясняет мотивы и желания каждой из героинь. Если две конкурирующие особы жаждут лишь власти, то фигура Анны, вокруг которой всё закручивается, хочет настоящей любви. Эбигейл и Сара – два огня, а бедная Анна так и мечется между ними, находя спокойствие то в одной, то в другой.

Кто же является главной фавориткой? Финальная сцена фильма расставляет всё на свои места. Она не является «бумом», потому что конец был вполне ожидаемым на протяжении всего просмотра. Драма, собравшая в себе частички исторической хроники, сарказма и человеческих чувств – достойная альтернатива изысканным картинам, которые цепляют своим внутренним убранством (это и костюмы, и красивая операторская работа, и неожиданные повороты сюжета). «Фаворитка» оставляет после себя впечатление фильма о власти. С каждым последующим просмотром киноленты появляются новые, до этого как бы скрытые, подробности истории о трёх женщинах.