Найти тему

Кандинский и абстрактная живопись

Давайте сегодня поговорим об абстрактной живописи, а точнее о первой абстрактной картине в России: акварели «Без названия» Василия Кандинского.

Кандинский должен был стать юристом: он получил образование в сфере юриспруденции, стал доцентом, а затем… увидел выставку Клода Моне. Помните того импрессиониста, который рисовал стога сена, кувшинки, один и тот же собор в разную погоду и время суток? Его работы поразили Кандинского, и он принял решение заняться живописью, уехать в Германию и там учиться мастерству.

И что, так просто? Посетил выставку и решил заняться живописью?

Не только. Некоторые исследователи считают, что одной из причин, почему Кандинский все же решил заняться живописью, была синестезия, которую он в себе открыл.

Синестезия — это нейрологический феномен, при котором один орган чувств влияет на другой. Человек с синестезией может видеть цвета цифр, чувствовать вкус каких-то событий или видеть звуки, как это было у Кандинского. Пример синестезии описан в произведении британского философа Джона Локка, где он рассказывает о слепце, который на вопрос «Что же такое багряный цвет?» заявляет: «Он похож на звук трубы».

Что касается Кандинского, то связь между звуками и цветами сопровождала его на протяжении всей жизни. Он вспоминал, что слышал странный шипящий шум, когда в детстве смешивал цвета на палитре. А свое впечатление от прослушивания оперы Вагнера художник описывал так: «Скрипки, глубокие басы и прежде всего духовые инструменты воплощали в моем восприятии всю силу предвечернего часа, мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».

Но мы говорили о живописи. При чем тут синестезия?

Кандинский написал теоретическую работу под названием «Точка и линия на плоскости», где рассуждал о том, что значит цвет и геометрические фигуры для него, какие эмоции заставляют пережить.

Например, желтый для Кандинского означал все острое, резкое, нападающее, насилие, взрыв. Динамика жёлтого цвета очень велика. Это движение вперед к зрителю, вверх и за границы плоскости картины. Жёлтый соответствует треугольнику как форме, обладающей высшей устремленностью, а также острому углу.

Синий цвет освещенная темнота. Это ощущение холода, покоя, вечера, лунного света, свежести моря, льда. Движение синего направлено концентрично внутрь от зрителя и вниз. Синий цвет соответствует кругу, который во многих религиях олицетворяет вечность, а на плоскости синий соответствует тупому углу. Желтый и синий, как две противоположности, избегают друг друга и все же встречаются, подчеркивая и усиливая качества друг друга.

Зеленый это смешение синего и желтого, качества обоих цветов нейтрализуют друг друга, и поэтому зеленый — самый спокойный цвет.

Кандинский писал: «Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама». Эта цитата, конечно же, является отсылкой к знаменитой фреске Микеланджело.

В 1910 году Василий Кандинский провозгласил беспредметность основным принципом своего дальнейшего творчества. Он оставил лишь форму и цвет выразителями содержания картин, ибо нельзя сказать, что при отсутствии сюжета его работы бессодержательны.

А что насчёт первой абстракции?

В 1910 (или 1913) году он создал абстрактную акварель с говорящим названием «Без названия». Эта картина графическая работа небольшого формата, чье содержание напоминает скорее экспромт, чем обдуманную композицию. Художник использовал акварель, карандаш и тушь.

-2

И как же понимать эту работу?

Белый фон акварели можно трактовать как окружающую тишину, ведь Кандинский считал, что белый цвет тишины. Красный на картине говорит о беспокойстве, движении, а синий о мистике и холоде. Присутствующие здесь черный и жёлтый цвета для Кандинского значили печаль, смерть, взрыв, динамичное движение. А зелёный удивительное при этом спокойствие, а может быть, равнодушие.

Считается, что эта картина говорит о чем-то апокалиптическом: о смерти, печали, беспокойстве, холоде. Динамичные формы хаотично разбросаны по холсту. Будто бы тишина и смерть, равнодушие и страх повсюду. Впрочем, точных трактовок самого Кандинского не сохранилось, и мы можем судить об этой картине лишь по его теоретическим трудам.

«Без названия» хоть и была первой абстрактной работой Кандинского, за которой последовало множество других абстракций, но все же она имеет колоссальное значение для художника как начало нового этапа. И не менее колоссальное значение имеет эта акварель для мировой живописи. С нее началась вся абстрактная живопись и множество ее течений в XX веке.