Бытует мнение, что аптеки, особенно крупные, бессовестно наживаются на пациентах. Продавая то, что нужно аптеке, а не пациенту.
Больной человек самый незащищенный в этом плане.
Особенно человек с температурой. Когда мысли путаются, то возьмешь все что угодно лишь бы помогло и стало легче. Возьмешь не глядя все, что втюхивает тебе фармацевт.
Чем бессовестно пользуются аптеки накручивая по триста-пятьсот процентов на лекарства, всовывая опасные для здоровья БАДы и дорогие аналоги вместо действительно действующих недорогих препаратов.
В то же время представители аптечных сетей вещают, что мол они продают товары в убыток и знать ничего не знают про сверхприбыли.
Самое интересное, что аптечные сети не врут. Но немножечко не договаривают.
Нет, про опасные и ненужные БАДы - это преувеличение. Но в остальном - все не так просто.
Если Вас интересуют подробности внутренней кухни аптечных сетей, то Вы по адресу. Извините, если будет немного скучно.
В статье много цифр. Но, мне кажется, они интересные.
Давайте поймем сначала сколько зарабатывают аптечные сети в общем. А затем погрузимся в частности.
Возьмем, для примера, самую крупную аптечную сеть: ООО "Ригла", и найдем ее бухгалтерскую отчетность. Отчетности за 2018 год пока нет, но это не принципиально. Воспользуемся 2017 годом.
Вот отчет о прибылях и убытках. Цифры указаны в тысячах рублей.
С одной стороны, 592,7 млн. руб. чистой прибыли это очень хорошо.
Но, с другой стороны, финансовый результат продаж удручает.
884,6 миллионов рублей убытка. (Цифры указанные в скобках - это минус)
Рентабельность продаж за последние пять лет ни разу не была в плюсе. И не только не растет, а наоборот - значительно снизилась.
Получается организация, основной деятельностью которой является торговля, не только получает убыток от основной деятельности. Но и уверенно наращивает его.
Как -то не вяжется с тем, что накрутили три конца и продали.
В чем тут подвох? А он прячется в строке «Прочие доходы» и «доходы от участия в других организациях».
Если вы посмотрите на рейтинг аптечных сетей, то увидите что напротив Риглы стоит выручка 55 992 млн. руб. А по данным бухгалтерской отчетности в шесть раз меньше. В чем причина?
Дело в том, что, во-первых, аптеки Ригла зарегистрированы на несколько юрлиц, а не только ООО "Ригла".
А, во-вторых, в подсчет включены дочерние бренды «Будь здоров» и «Живика».
Отсюда и берутся деньги по доходам от участия в прочих организациях. Но этот пункт не очень интересен, поскольку цифры по данному пункту - это корпоративные фишки с перемещением денег внутри компании.
А вот строка Прочие доходы – другое дело. Это ретробонусы производителей.
Как это понимать?
А так, что без ретробонусов и корпоративной накачки деятельность компании просто убыточна.
То есть абсолютно.
Аптечные сети говорят правду, когда утверждают что продают в убыток себе.
В самом простом случае бонусы даются производителем за объем продаж.
Например:
Аптечной сети производитель выставляет план: продать пятьсот тысяч упаковок какого-то условного товара.
Товар в закупке стоит сто рублей. За выполнение плана компании обещан бонус в размере десяти миллионов рублей.
То есть примерно двадцать рублей на упаковку. Это значит, что аптечная сеть может продавать товар на 10% ниже себестоимости. И остатка бонуса хватит на то, чтобы покрыть издержки и получить небольшую прибыль.
В реальной жизни, все не так просто. Условия контрактов значительно сложнее. Да и выполнение такого контракта сопряжено с риском.
Ведь если компания не выполнит его, то получит гарантированный убыток. Который покрывать придется из собственных средств.
Но выполнение контракта дает компании весомое конкурентное преимущество - низкие цены.
Отсюда появляются УСТМ, товар дня и усиленные рекомендации.
Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Не болейте!