Вот до нас дошла хорошая новость: «Рост экономики в 2018 году составил 2,3 %, это - пятилетний рекорд». Вот нам предлагают «экономический анализ» этого феномена от имени «экономиста» А.С. из газеты «Известия» (номер от 6.02.1019, с. 5).
Этот «рост» – это, оказывается, рост ВВП, валового внутреннего продукта. В результате этого «роста» мы, оказывается, достигли «пика экономической активности».
И вот «экономист» А.С. из «Известий» анализирует этот «экономический рост».
В 2017 году, оказывается, тоже был «экономический рост» – на 1,6 %. При этом в торговле был рост на 2,5 %, потребительские расходы населения выросли на 3,2 %.
Но вот в 2018 году «экономический рост» идет на рекорд – до 2,3 %. А в торговле почему-то прирост падает - он там всего на 2,2 %. И люди почему-то тоже этого «рекордного роста» не очень ощущают – их расходы выросли также только на 2,2 %.
Откуда же берется этот «экономический рост»?
«Аналитик-экономист» нам объясняет: основной вклад в «рост экономики» внесла добыча полезных ископаемых, ее прирост составил 3,8 %.
Но, напомним, рост нашего потребления составил всего 2,2 %. Значит, пользы от такого прироста добычи природного сырья для нас с вами нет, в соответствующем росте конечного, полезного для нас продукта и в росте нашего потребления это никак не отразилось. Видимо, мы просто больше добыли - чтобы больше вывезти.
Смотрим дальше. Так, оказывается, и есть. «Заметную роль в развитии страны сыграла строительная отрасль». При этом рост ВВП в этой отрасли «связывают с крупными нефтегазовыми проектами» (Ямал СПГ и др.).
Больше строим, чтобы больше добывать и больше вывозить, но потреблять мы будем все меньше и меньше? А зачем нам вообще такой «рост»? Зачем нам вообще такая «экономика»?
Но, может быть, дальше будет лучше? И вот нам сообщают о других «экономических» факторах: повышение ставки НДС, ускорение инфляции.
Произвол властей в финансовой сфере – это тоже об экономике? Правда, почему-то этот произвол – всегда против нас, и никогда – за нас, для нас.
Почему бы властям как-нибудь, просто для разнообразия, не сделать что-нибудь «произвольное» в нашу пользу? Ну, к примеру, снизить энерго-тарифы, уменьшить цену на бензин, снизить цены на билеты в общественном транспорте?
Пока же от этого «произвола» нам обещают только «более медленное увеличение заработных плат». А взять бы этот «произвол», да повернуть в нашу сторону – чтобы спрогнозировать дальнейшее «более ускоренное повышение заработных плат».
Но – нельзя, поскольку «экономический рост» у нас - отнюдь не в пользу роста наших расходов. А раз так, то отсюда и вывод – «в следующие несколько лет мы увидим снижение деловой активности, которое также является закономерной частью экономического цикла».
Значит, у нас только что был «пик экономической активности» - от которой мы с вами ничего не выиграли, а дальше будет – «снижение» этой активности. Но «рост», нас успокаивают, все равно будет.
Что же, видите, все здесь – «закономерно», все – в рамках правильного «экономического цикла».
И вот вам еще одна «закономерность»: «на данном этапе развития России промышленность перестала играть важную роль в экономическом росте».
И тут совсем все становится интересным: ВВП показывает рекордный рост, а потребление население растет много «скромнее», промышленность «перестает играть важную роль».
А о чем мы тогда вообще-то говорим? Что-то где-то растет, но это что-то почему-то не отражается ни на приросте того, что мы для себя производим, ни того, что мы потребляем.
Вот это вам – совсем «новая экономика». Здесь, конечно, есть прорыв от «старой экономики», которую мы раньше понимали как-то совсем по-другому. Прежде нам представлялось, что «экономика» – это производство полезных, нужным людям вещей.
А «национальная экономика» – это производство национальными производителями полезных вещей для жителей данной страны.
И рост экономики – это рост, который мы ощущаем в своих карманах – наши доходы, и на своем столе – наше потребление.
А тут нам – новация, что-то, видимо, растет, но не у нас и не про нас.
В чем вся хитрость? А она – в новом «передовом» показателе валового внутреннего продукта, ВВП, который, во-первых, хоть и называется «продукт», а, на самом деле, просто суммирует затраты - и полезные, и не полезные, и просто вредные.
И, во-вторых, этот ВВП предъявляется нам как показатель именно «внутреннего» роста, хотя на самом деле он растет почему-то за счет нашего «внешнего» вывоза.
«Не доедим, но вывезем» - был как-то раньше у нас такой лозунг.
В новой версии он еще стал круче: «Потратим, вывезем – больше, затянем свои пояса – туже». И прикроем все новым славным ВВП.
Правда, к экономике он не имеет никакого отношения!