Найти в Дзене
Claims

Экономический кризис не исключит успеха

Оглавление

Дело Ушастого Няня: почему оно такое важное для популярных брендов?

Изображение: пример рекламы бренда "Ушастый Нянь"[https://www.mamaplus.md/ru/mama-si-copilul/0-1-ani/otbelivat-ili-net-na-pomosch-prikhodit-ushastyy-nyan]
Изображение: пример рекламы бренда "Ушастый Нянь"[https://www.mamaplus.md/ru/mama-si-copilul/0-1-ani/otbelivat-ili-net-na-pomosch-prikhodit-ushastyy-nyan]

16 января 2019 года бренд “Ушастый нянь” стал 202 общеизвестным товарным знаком среди более чем 700 тысяч обычных российских товарных знаков. Процесс признания бренда общеизвестным занял более 3 лет и более 1350 часов работы.

Рассмотренное в Роспатенте и трех судебных инстанциях дело стало по ряду положений прецедентным для популярных брендов, которые в будущем смогут получить максимальную юридическую защиту.

Инфографика: хронология процесса признания общеизвестным бренда "Ушастый Нянь"
Инфографика: хронология процесса признания общеизвестным бренда "Ушастый Нянь"

Общеизвестность

Статус общеизвестного товарного знака - вершина юридической защищенности бренда, своего рода “абсолютное юридическое оружие” из существующих в сегодняшних правопорядках. Более высокая степень защиты бренда может быть достигнута исключительно комплексным применением нескольких юридических инструментов одновременно - серии товарных знаков либо нескольких общеизвестных знаков.

Общеизвестность как признание наивысшей популярности дает бренду возможность исключать с рынка любые товары других производителей, которые в глазах потребителей могут быть связаны или ассоциироваться с общеизвестным брендом. Даже если такие товары существуют в совершенно других сегментах рынка [настольная игра “Ушастый нянь”, парк аттракционов “Ушастый нянь”, питьевая вода “Ушастый нянь” и т.п.]

Значительным преимуществом общеизвестности является возможность владельца бренда получить без какой-либо специальной регистрации защиту на территории иностранного государства. Признание общеизвестности в одной юрисдикции является важным фактором, позволяющим в соответствии с требованиями Парижской конвенции об охране промышленной собственности противодействовать использованию аналогичного обозначения на территории другой юрисдикции - участника Парижской конвенции, если бренд является известным на территории такой другой юрисдикции.

Кроме того, общеизвестность - единственная возможность получить охрану бренда ретроспективно: с любой даты прошлого, на которую бренд имел значительную популярность.

Инфографика: страны, где общеизвестность регистрируется
Инфографика: страны, где общеизвестность регистрируется

Телереклама и общеизвестность

Дело Ушастого няня стало прецедентным относительно вопроса влияния рекламы бренда на признание общеизвестным обозначения. До данного дела наличие у заявителя расходов на широкую телевизионную рекламную кампанию являлось едва ли не обязательным условием для получения общеизвестного статуса.

Спецификой маркетинговой стратегии бренда Ушастый нянь было отсутствие телевизионной рекламы в принципе.

Президиум Суда по интеллектуальным правам подтвердил позицию заявителя, указав на то, что телевизионная реклама не является единственно возможным способом продвижения бренда на рынке, и ее отсутствие не исключает общеизвестности обозначения.

Изображение: Фрагмент Постановление Президиума СИП от 13.08.18
Изображение: Фрагмент Постановление Президиума СИП от 13.08.18

Таким образом, новые обозначения могут быть признаны общеизвестными и без телевизионной рекламы.

Партнер Claims Екатерина Проничева, представлявшая интересы заявителя, отметила, что отсутствие продвижения порошка Ушастый нянь через радио и телевидение, которые считаются Палатой по патентным спорам наиболее популярными и доступными широкому кругу потребителей каналами коммуникации, в наше время цифровых технологий не может говорить о низкой известности бренда. Все большее развитие продвижения через Интернет, а также через каналы, “близкие” к целевой аудитории: информация о бренде в родильных домах, женских консультациях, детских садах и т.д., - позволяет достичь известности бренда, не только сопоставимой с той, которую можно получить через телевидение и радио, но уже и гораздо большей.

Экономический кризис, падение продаж и общеизвестность

Еще одним важным результатом по делу является вывод Президиума Суда по интеллектуальным правам о взаимосвязи экономического кризиса и снижения экономической активности населения с общеизвестным статусом бренда.

Изначально Роспатент, не признав Ушастый нянь общеизвестным, указал на то, что в период с 2014 года в России наблюдался спад продаж бренда, что, как результат, исключало общеизвестный статус.

Президиум Суда по интеллектуальным правам указал на то, что подобный подход не может быть признан верным.

Спад продаж - при отсутствии в деле доказательств реального спада известности обозначения - не может исключать общеизвестности.

Изображение: Фрагмент Постановление Президиума СИП от 13.08.18
Изображение: Фрагмент Постановление Президиума СИП от 13.08.18

Соответственно, даже в условиях экономического кризиса бренд может быть признан общеизвестным.

Алексей Петров, партнер Claims, представлявший интересы заявителя в данном деле, отметил:

«В деле о признании общеизвестным товарного знака «Ушастый нянь» мы столкнулись с серьезными противоречиями – слишком общий перечень, недостаточно высокий процент известности потребителям производителя стирального порошка, спад производства, зафиксированный на дату общеизвестности, недостаток информации о положении производителя на рынке. Каждое из замечаний тянет на самостоятельное основание для отказа, что и было необоснованно подтверждено решением суда первой инстанции после рассмотрения отказного решения Роспатента. И надо сказать, что текущие заявки на общеизвестность, которые завершились отказом, а таких большинство, характеризуются гораздо меньшими проблемами, по сравнению с «Ушастым нянем».

Точка бифуркации: Особое мнение по итогам заседания в Роспатенте

Важнейшим процессуальным результатом дела Ушастого няня является вывод Суда по интеллектуальным правам о моменте завершения рассмотрения вопроса об общеизвестности в Роспатенте.

Многие полагают, что последнее заседание Палаты по патентным спорам, на котором оглашается решение коллегии, завершает административную процедуру признания либо непризнания знака общеизвестным в Роспатенте. В случае отказа Палаты в таком признании заинтересованное лицо может оспорить отказ в Суд по интеллектуальным правам.

Однако, такое убеждение не является верным.

Президиум Суда по интеллектуальным правам указал на важность особой процедуры, предусмотренной административным регламентом, однако, упускаемой многими заявителями - особое мнение на имя руководителя Роспатента.

После оглашения резолютивной части отказного решения Палаты по патентным спорам по вопросу общеизвестности заявитель в течение трех дней с даты заседания имеет возможность направить на имя руководителя Роспатента свое особое мнение. Данное обращение может как указать на ошибки, допущенные по мнению заявителя, при рассмотрения дела в Палате, так и стать инструментом реализации заявителем части его процессуальных прав.

Заявитель, например, имеет возможность указать на свое желание сократить перечень товаров, для которых знак признается общеизвестным, что, по мнению, Президиума Суда по интеллектуальным правам, может стать самостоятельным основанием для возвращения дела на повторное рассмотрение в Палату по патентным спорам, без последующего обращения в Суд по интеллектуальным правам.

Изображение: Фрагмент Постановление Президиума СИП от 13.08.18
Изображение: Фрагмент Постановление Президиума СИП от 13.08.18

Таким образом, дело Ушастого няня продемонстрировало важность процессуального обращения на имя руководителя Роспатента как инструмента, предоставляющего дополнительные шансы для признания товарного знака общеизвестным.

Алексей Петров, партнер Claims:

«В основе решения Президиума, которым дело было передано на повторное рассмотрение в Роспатент, лежит глобальное несогласие с самой процедурой и тем, как вольно Роспатент толкует ее содержание. Например, заявителю может быть отказано в удовлетворении заявления, но мотивы отказа ему будут известны только после изготовления самого решения, т.е. спустя несколько месяцев. В этих условиях, как указал Президиум, нижестоящим инстанциям следовало учитывать, что Невская косметика была готова изменить перечень товаров, о чем было заявлено в особом мнении на имя руководителя Роспатента, а также в суде первой инстанции. А далее – вопрос техники: так как Роспатент не согласился с формулировкой перечня по заявлению, подавляющее большинство собранных по делу доказательств не было проанализировано Роспатентом, значит, дело подлежит передаче на новое рассмотрение, поскольку Роспатент не обеспечил надлежащие условия рассмотрения заявления».
Фотография: Екатерина Проничева и Алексей Петров в Роспатенте
Фотография: Екатерина Проничева и Алексей Петров в Роспатенте

Килограммы и часы

Проект Ушастый нянь продемонстрировал то, что российский бренд в современных условиях зачастую может быть признан общеизвестным не в рамках одного отдельно взятого заседания. Признание предполагает, как правило, длительный этап сбора доказательств общеизвестности, проведение социологических исследований, собственно заседания Палаты по патентным спорам, а также отдельные заседания в Суде по интеллектуальным правам и Президиуме Суда по интеллектуальным правам.

Представляется, что для большинства общеизвестных знаков, признанных таковыми в течение последних нескольких лет, рассмотрение дела в Суде по интеллектуальным правам после первоначального отказа Роспатента, является фактически обязательной процедурой.

Статистически Ушастый нянь как проект демонстрирует примерные временные затраты и объем доказательств, подлежащих сбору, для получения желаемого юридического статуса.

Проект с момента начала сбора доказательств до окончательного решения Роспатента занял ориентировочно 1376 часов.

Общее количество доказательств по делу превысило ориентировочно 19,3 килограммов.

Инфографика: статистика проекта признания общеизвестности бренда "Ушастый Нянь"
Инфографика: статистика проекта признания общеизвестности бренда "Ушастый Нянь"

Больше интересных историй о товарных знаках и интеллектуальной собственности в нашем телеграм-канале и группе в Facebook.

Подписывайся!