(Windtalkers, 2002, США)
После удачного проката "Миссии: невыполнима 2", где знаменитая боевая азиатчина Джона Ву блестяще наложилась на музыку Ханса Циммера, гонконгский экшен-маэстро вновь получил на руки увесистый бюджет в 100 с лишним миллионов $. И заодно сценарий тоже эпичного размаха, ведь снимать не-эпичные фильмы о войнах после "Спасти рядового Райана" стало попросту несолидно. Тем более, что годом ранее на эту тему громко высказались Майкл Бэй и Ридли Скотт ("Перл-Харбор" и "Падение "Чёрного ястреба") а также Стивен Спилберг со своим мощным сериалом "Братья по оружию". И в 2002-м зритель уже выслушал вьетнамскую канонаду "Мы были солдатами" с Мэлом Гибсоном. Разве только это батальное кинополотно не завоевало такого успеха, как предыдущие, послужив первым тревожным звоночком того, что тема выдыхается. Но данное обстоятельство никого не смутило. К тому моменту "Говорящие с ветром" были уже сняты, ждали своего часа и держать их на полке не имело никакого смысла.
Однако всё сложилось довольно скверно. Несмотря на фирменный драйв Ву, занимавший процентов 70 хронометража ленты, а также изобилие эффектной пиротехники, всё равно, "Говорящих" крутили практически в пустых кинотеатрах. Что, на первый взгляд, могло показаться странным, ведь и своим мелодраматичным сюжетом, и яркой картинкой фильм был ориентирован на самые широкие зрительские массы. Да и скучать на его просмотре вроде бы не приходилось. Однако на второй, более придирчивый и дотошный взгляд, всё вставало на свои места и это кассовое фиаско обретало закономерность.
Как будет выглядеть военное кино от Джона Ву, мы могли себе представить ещё до выхода "Говорящих" в прокат, пересмотрев его гонконгскую классику "Пуля в голове" (1990). То же самое, но с бо́льшим количеством стрельбы, взрывов и людей в массовке мы наблюдаем у него спустя 12 лет. И всё бы ничего, вот только за эти годы технические стандарты батального кино успели радикально измениться. Что Джон либо не учёл, либо принципиально не захотел учитывать, но в любом случае это стало его первой катастрофической ошибкой.
Иными словами, первую палку в колеса "Говорящих с ветром" бросил Стивен Спилберг и его хардкорный "окопно-фронтовой" реализм, без которого в начале 21 века картины о войне были уже немыслимы. Герои же Ву продолжали, как и раньше, носиться по полю боя в полный рост, ловко уворачиваться от пуль (когда надо), палить из автоматов от бедра, не жалея патроны, и скашивать по полудюжине врагов одной очередью. Сказать, насколько это по нынешним меркам архаично и ненатурально, значит ничего не сказать. И зрителя, который совсем недавно аплодировал жутким перестрелкам "Братьев по оружию", такая экранная война в стиле 70-80-х уже не плющила.
Вторую подлянку авторам "Говорящих" подкинул сценарий. Чья завязка, бесспорно, была уникальной: история про то, как во Второй мировой войне на Тихом океане американцы использовали в качестве связистов-шифровальщиков... индейцев-навахо с их уникальным, не переводимым для японцев языком. Вот только никаких "битв разведок" на этой почве тут нет в помине. Герои фильма просто идут с боями по острову Сайпан, прикрывая своих "краснокожих" связистов. А по пути терзаются моральной дилеммой, смогут они или нет пристрелить стратегически ценных шифровальщиков, если для них возникнет угроза попасть в плен. Вот и всё.
Вдобавок все местные диалоги были выписаны из "методички" под названием "Англо-пафосный военный разговорник". Да вы, небось, и сами догадаетесь, что там написано, поскольку не раз слышали это в кино: "Я всего лишь выполнял приказ!", "Это наш долг!", "Твой отец гордился бы тобой!", "Сегодня ты стал настоящим воином!", "Моя девушка ждет меня, я в это верю", "Возьми себя в руки, солдат, нам всем здесь нелегко!", "Когда я вернусь домой, то стану фермером, как мой отец", "Это твой сын на фото? Он весь в тебя", "Когда я закрываю глаза, всегда вижу лица моих павших товарищей", "Держись, приятель, не умирай, мы еще станцуем на твоей свадьбе" и, разумеется, "О, НЕЕЕТ, ну почему ты умер, ведь ты был ещё так молод!"... Просто сесть и потрепаться о какой-нибудь фигне живым разговорным языком эти "олдскульные" герои не могут в принципе и предсказать их ответ или реакцию на любой вопрос легче легкого. Что, естественно, тоже вгоняет зрителя в смертную тоску: идти на эту банальщину в кинотеатр и платить за неё? Нет уж, благодарю покорно!
***
В общем, впечатление крайне двойственное. Как и в год выхода "Говорящих с ветром" на экраны, так и сегодня. Вместе с традиционно сочной для Джона Ву экшен-эквилибристикой мы видим на экране и другое: картину, устаревшую и морально, и технически. И пусть для поклонников Ву (включая меня) это вовсе не препятствие, чтобы время от времени пересматривать "Говорящих", и не без удовольствия, то для любителей боевой "спилберговщины" они, конечно, теперь абсолютно не смотрибельны. В чём эти любители тоже по-своему правы, тем более, что их точка зрения в итоге и решила судьбу данного фильма.