Найти в Дзене

Как влияют сцены насилия в СМИ на наше поведение?

Высказывание о том, что «лучше поменьше смотреть телевизор и побольше читать хорошей литературы» совершенно не ново. Родители не разрешают детям сидеть долго перед телевизором, стараются ограничить часы просмотра мультфильмов и передач. Правда сейчас уже телевидение уходит на второй план, его затмевают социальные сети и ролики на Youtube. Но для сегодняшнего обсуждения не так принципиален источник получения информации, как сама суть информации.

Ранее мы уже кратко рассмотрели социально-когнитивную теорию Альберта Бандуры и одним из путей достижения самоэффективности им выделялся косвенный опыт. А именно, научение через наблюдение за другими людьми. Бандура приводил такое наблюдение как способ усилить свою эффективность и придать себе уверенности, чтобы справляться с трудностями. Наблюдая за поведением человека, который добивается успеха, преодолевает препятствия и идет на встречу своей мечте, мы можем вдохновиться, поверить, что у нас все получиться и тоже начать действия. У него же получилось, я чем хуже?

Но у всего есть обратная сторона медали. Если это работает в одну сторону, может сработать и в другую? Смотря на чужие неудачи, проблемы, на то, как разбиваются мечты и разрушаются семьи. Мы чему-то можем научиться? А если мы смотрим на сцены насилия, жестокости, как избивают и убивают других людей… Это как-то на нас влияет? А на наших детей?

О том, что телевидение и сцены насилия влияют на зрителей, Бандура сообщил, проведя свои лабораторные исследования в 1960-х годах. Его исследования показало, что просмотр подобных передач и фильмов приводит к:

· Увеличению агрессивного поведения.

· Уменьшению факторов, сдерживающих агрессию.

· Притуплению к агрессии.

· Формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий.

Помимо Бандуры, другие ученые также проводили подобные исследования, которые подтвердили негативное влияние просмотра сцен насилия на поведение человека. В 1960-х годах Ирон и его коллеги провели лонгитюдное статистическое исследование вне лабораторных условий. Исследование проводилось в США, в городке штата Нью-Йорк и в нем приняли участие 875 школьников восьмилетнего возраста. Изучив личностные и поведенческие особенности детей, условия их жизни и социальное окружение, уже выявили интересный факт – восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее агрессивных в школе.

Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы найти связь между количеством и содержанием программ, которые дети смотрели в восьмилетнем возрасте и тем, насколько агрессивными они стали теперь. Обнаружили некую стабильность в агрессивном поведении. Будучи агрессивными в восьмилетнем возрасте, они также остались агрессивными подростками, ко всему прочему они привлекали внимание полиции в течение этих десяти лет в три раза больше, чем другие, неагрессивные дети.

Затем было проведено еще одно исследование, когда этим же, уже не детям было около 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего этого времени. Помимо проблем с законом, у наиболее агрессивных еще отмечалось жестокое обращение со своими женами и детьми. Исследователи также обнаружили прямую связь между количеством программ (показывающих насилие), которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте и количеством правонарушений к 30 годам. В общем исследования показали, что просмотр подобных передач со сценами насилия может снизить собственный контроль над агрессивными поступками.

Чтобы избежать научения агрессивному поведению, Бандура дал некоторые рекомендации:

-2

· Чтобы родители моделировали неагрессивные формы поведения на личном примере, поощряли неагрессивное поведение людей. Все-таки помимо телевидения и роликов в интернете, агрессивное поведение демонстрируется самими родителями в повседневной жизни. В первую очередь мы сами являемся примером для своих детей и ответственность за их воспитание лежит на нас, а не на телевизоре.

· Смотреть программы (естественно не те, где показывают явную жестокость) вместе с детьми и комментировать их, чтобы дети были восприимчивы, а не равнодушны к злу и страданиям, вызываемым актами насилия.

· Ну и соответственно, попытаться оградить детей от просмотра роликов и программ, которые явно демонстрируют сцены жестокости и насилия.

Естественно, рекомендации Бандуры не решат полностью проблему. Да и ребенка контролировать постоянно не получится, но все же нужно понимать, что влияние на психику есть, закрывать на это глаза нельзя. Насколько возможно, стоит ограждать ребенка от сцен насилия, особенно если ребенок еще маленький. И, конечно, подавать ребенку правильный пример, создавать дружественную эмоциональную среду в семье, строить теплые и доверительные отношения. Помимо ребенка, о себе тоже забывать не нужно, поменьше смотреть всяких гадостей и побольше читать хороших книг.