Найти в Дзене

Атлантида скульптора Джейсона де Кайрес Тейлора

Оглавление

Если во времена Марселя Дюшана и прочих весельчаков-дадаистов было модно выставлять в галереях велосипедные колёса и писсуары, то сейчас всё наоборот — передовые художники стремятся органично вписать свои произведения в окружающую среду. Из-за этого предметы искусства порою вырастают в самых неожиданных местах, весьма отдалённых от вернисажей.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Британский скульптор Джейсон де Кайрес Тейлор буквально утопил свою выставку на дне морском. Этим и прославился, закрепив за собой звание первого и главного специалиста по подводным паркам и галереям.

Началось всё с подводного парка скульптур в заливе Молиньер у берегов острова Гренада в Карибском море.

В 2006 году Джейсон Тейлор, выпускник Колледжа искусств в Кэмбервелле, опытный инструктор по дайвингу и по совместительству подводный натуралист, при поддержке Министерства туризма и культуры Гренады создал экспозицию из 65 человеческих фигур в натуральный рост.

Все они были отлиты из экологически безопасного бетона по образу и подобию местных мачос и мучачос, которые позировали художнику. И поскольку бетон — штука долговечная, то когда-нибудь правнук одного из натурщиков, маленький гренадский мальчишка, сможет сказать своему приятелю: «А хочешь, я тебе своего прадедушку покажу?» И покажет. Велев приятелю надеть маску для подводного плавания. Впрочем, маска необязательна — скульптуры установлены на мелководье, так, что их хорошо видно и с обычных лодок, и со специальных прогулочных яхт со стеклянными днищами, сквозь которые можно разглядывать подводную галерею, не обжигая глаза о слепящую плёнку солнечных бликов.

Подводные скульптуры — зрелище завораживающее и вместе с тем жутковатое. А в скульптурах Тейлора, которые сквозь окуляр водной поверхности кажутся на четверть больше своего реального размера, есть особая странная притягательность, та самая притягательность, которая издавна заставляет людей с опаской и любопытством рассматривать манекены, выставки восковых фигур и больших, искусно сделанных кукол… Когда смотришь на манекен, то кажется, что он вот-вот зашевелится, поднимет руку или скажет что-то. Вода приводит скульптуры в движение, колыхание волн создаёт иллюзию, что подводные люди переговариваются, поворачивают головы, переступают с ноги на ногу. Иногда даже кажется, что они танцуют…

Работа Джейсона Тейлора «Чередование» — это хоровод из двадцати шести скульптур детей разных национальностей, взявшихся за руки. «Станьте дети, станьте в круг, ты мой друг, и я твой друг» — так вкратце можно пересказать ту мысль, которую хотел визуализировать художник этой скульптурной композицией.

В гренадском фольклоре есть поверье, что женщина, умершая при родах, возвращается на землю, чтобы забрать с собой мужчину. Это её месть за то, что связь с мужским полом принесла ей смерть. Она оборачивается красоткой, обольщает жертву, а потом, перед тем как забрать несчастного в царство мёртвых, принимает свой настоящий облик: худое, как череп, лицо, впалые глазницы, широкополая соломенная шляпа, белая блуза национального покроя и длинная развивающаяся юбка… С подачи Джейсона Тейлора одна из таких женщин — «Дьяволица» — спустилась в мир живых, но окаменела на морском дне и так и не дошла до конечного пункта назначения...

Другая скульптурная группа — «Риф Изящества» — и вовсе напоминает шестнадцать утопленниц, вольготно разлёгшихся на морском дне. Ещё в подводной галерее есть «Натюрморт» — накрытый стол, гостеприимно встречающий дайверов кувшином и закуской, есть «Велосипедист», мчащийся в неизвестность, и «Сиенна» — молодая девушка-амфибия из короткого рассказа писателя Якоба Росса. Тейлор специально сделал её тело из прутьев, чтобы между ними могли свободно сновать рыбы: такова его метафора родственности этой необычной девушки и водной стихии.

Не только оптические свойства воды видоизменяют подводную галерею. Со временем её экспонаты становятся домом для коренных морских жителей — лица статуй покрываются пушком водорослей, на их телах селятся моллюски и членистоногие...

Тейлор создал модель, на примере которой можно наблюдать за процессами, ежесекундно происходящими в морских глубинах. Во всяком случае, именно так позиционируется этот парк — не просто искусство, которым нужно беззаботно наслаждаться, а лишний повод задуматься о хрупкости природы, о том, как важно заботится о ней. В общем, смотри и помни. А иначе рискуешь стать представителем исчезнувшей цивилизацией, лучшие достижения которой облюбуют водоросли...

Возможно, именно из-за правильно расставленных акцентов, гренадский подводный парк не стал уникальной «штучной» работой, а положил начало целому направлению. Джейсон реализовал ещё несколько небольших проектов в разных точках мира: в реке возле замка XI века Чепстоу (Уэльс), у Западного моста в Кентербери (Кент), в префектуре Ираклион на острове Крит.

В Кентербери Тейлор уложил две женские фигуры на дне реки Стаур так, что их хорошо видно с моста у Западных ворот в замок. Эта река разделяет новый и старый город, прошлое и настоящее. Течение, омывающее скульптуры Тейлора, будет постепенно разрушать их, так что они послужат своего рода часами, работающими на энергии естественной эрозии…

«Пусть наши сердца никогда не станут такими же твёрдыми, как наши умы», — гласит записочка из бутылки. Из таких бутылок, словно оставшихся от древних мореплавателей, скульптор создал «Архив потерянных грёз». Эта композиция стала одной из первых в подводном музее в Мексике, возле города Канкун, к созданию которого Тейлор приступил в августе 2009 года. «Тихая эволюция» — так называется этот проект.

Мексиканские власти решились на этот проект, чтобы спасти коралловые рифы возле полуострова Юкатан от толп туристов, которые буквально разбирают рифы на сувениры. Идея проста — узнав об огромном и необычном подводном музее, туристы-дайверы потеряют интерес к Юкатану и потянутся в Канкун. Так и подводный мир будет спасён, и бюджет страны не пострадает.

Нельзя не отметить, что мексиканский музей, несмотря на заявления о первенстве, не единственный в мире музей под водой. На западном побережье Крыма ещё с августа 1992 года существует так называемая Аллея вождей. Это подводный парк. Говорят, местные жители им очень гордятся — ведь он внесён в международные каталоги самых интересных мест для подводного плавания. Когда-то здесь был подводный кинопавильон Ялтинской киностудии, а теперь на полках естественной ниши можно увидеть бюсты Ленина, Ворошилова, Маркса, Островского, Горького, Сталина, Дзержинского.

Но музей разительно отличается от своего мексиканского собрата. Дело в том, что для мексиканского экспонаты изготавливают специально, а значит с учётом подводной специфики. А для крымского создатель музея дайвер Владимир Боруменский собирает вождей и соцреалистов с миру по нитке, так что на дно попадают самые обыкновенные сухопутные бюсты. Кроме того, Лениных со Сталиными (Тейлору это, наверное, показалось бы величайшим кощунством и «экологической несознательностью») регулярно очищают от водорослей.

Но действительно ли статуи на морском дне борются за сохранение природы? Почему-то кажется, что в проекте Тейлора есть нечто общее с голографической рекламой в ночном небе. То есть истинной причиной появление подводных парков служит человеческая тяга осваивать всё новые и новые территории. Большую часть суши и даже земную орбиту уже используем для своих целей, теперь вот морское дно переоборудуем в площадку для развлечений. Пока ещё барахтаемся на мелкоте, но подождите-подождите, то ли ещё будет!

-9

Автор: Екатерина Кюне, "Частный корреспондент".