Многие хотят узнать, как выглядит человек, который составляет расписание в вузе. Рассказываю - выглядит он плохо, особенно перед началом нового семестра. Шея в мыле, голос хрипит от бесконечных телефонных переговоров с преподавателями, а красные от недосыпания и перенапряжения глаза дёргаются от пожеланий преподавателей.
Расписание - так ещё мозаика, пазл на 2000 частей по сравнению с ним - забава для дошколят. Нужно следить за нагрузкой студентов и преподавателей (ежедневной, недельной и средней), убирать "окна" у студентов, потому что у студентов длинные перерывы могут быть только на обед и переезд между учебными корпусами. Перерывы у преподавателей законом не запрещены (есть пара - нет пары - есть пары). Но на деле в таком случае преподаватель берёт чайную ложку и идёт есть мозг составителю расписания.
Дальше все зависит от настойчивости и красноречия обеих сторон, потому что при переносе хотя бы одного занятия у одной конкретной группы остальная часть расписания рушится быстрее, чем костяшки домино, задевая другие группы и даже другие курсы и специальности. Но самый страшный кошмар составителя расписания - предпочтения внешних совместителей. У них есть основное место работы, а в свободное от работы время они передают студентам свой бесценный опыт. Естественно, занятия им можно ставить только в определенное время.
Не так давно четыре преподавателя-совместителя заявили, что хотят работать в один и тот же день недели. Причем, на одном и том же курсе.
Задачка! Один из преподавателей читает лекцию для всего потока, т.е. все группы нужно собрать в одно время в одном лекционном зале. Другой ведёт практические занятия в корпусе на другом конце города. Третий в этот же день ведёт занятия у другого курса. Четвертый едет с ночной смены из больницы и хочет начинать занятия с 8.00. Все четверо - кандидаты наук, уважаемые люди, профессионалы. Заменить другими нельзя - снизится качество обучения. Как быть?
"Всё просто, - скажете вы, -поставить студентам 4 пары". Но тут в задаче появляется условие, характерное для медицинских вузов - "пара" может длиться больше двух академических часов. Та-дам! По учебному плану все три практических занятия у этих преподавателей длятся по 3 академических часа, и только лекция - стандартные для вузов два.
Поначалу я, как человек с гуманитарным образованием, очень удивлялась такому раскладу. Самым забавным для меня было то, что трёхчасовки тоже называют "парами", а не какими-нибудь "тройками". А ещё одна головная боль при составлении расписания - по одной и той же дисциплине на разных неделях могут быть двухчасовки и трёхчасовки.
Так вот, если в нашей задаче поставить всё в один день, как того желают преподаватели - у студентов получится 11 академических часов занятий, чего делать никак нельзя. Уже сочувствуете нашим методистам?
В процессе решения одной конкретной задачи с четырьмя кандидатами наук методист был похож на леопарда - от нервного напряжения весь покрылся красным пятнами, ноздри раздуваются, уши хочет прижать, чтобы не слышать криков в телефонной трубке и в кабинете.
Моё предложение о решении задачи было такое - запереть всех четверых в одной аудитории и пусть между собой договариваются, кто хочет работать именно в этот день, а кто постарается в другой. Но составление расписания - работа для дипломатов, мне до этого уровня терпения и искусства убеждения ещё далеко.