Найти в Дзене

Восход мексиканской криминальной империи “Эль Чапо” Гусмана. Ч. 5

Продолжение перевода статьи Дэвида Эпштейна и Пропублики из The Atlantic, о войне УБН с наркотиками, Тихуанского картеля — с картелем Синалоа и о страшной жизни в Мексике девяностых и нулевых годов.

Предыдущие части:

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

В 1989-м году братья Арельяно, руководители Тихуанского картеля, объявили войну картелю Синалоа. В “пограничных” боях погибло несколько простых боевиков, в ноябре 1992-го “Эль Чапо” Гусман, глава Синалоа, отправил диверсантов к Арельяно. Безуспешно, Дэвид Баррон Корона, “суперсолдат” тихуанцев, спас Рамона Арельяно от 40 нападавших.

В мае 1993-го пробил судный час — Рамон приказал Короне и его команде киллеров отправиться вместе с ним Гвадалахару, убивать Гусмана.

******

Для Тихуанского картеля рейд в Гвадалахару был делом рискованным.

Формально город “принадлежал” картелю Гольфо, но наособицу. Гвадалахара для мексиканских наркоторговцев тех лет — место почти святое. Отсюда начинался “суперкартель” Гвадалахара. Здесь, на землях Гвадалахарского картеля, в Акапулько, в 1987-м, Феликс Гальярдо, мексиканский “дон донов” и главный партнер Эскобара, разделил наркоторговлю страны на части.

Собственной персоной
Собственной персоной

Тихуану и её наркотрафик отдали братьям Арельяно. Гальяро сам планировал стать во главе тихуанцев, но его арестовали почти сразу после “раздела” страны. Остальные земли Мексики разделили между другими картелями, включая Синалоа, под руководством Хуана Гарсиа Абрего и Хоакина Лоэра Гусмана.

А Гвадалахару руководители Гольфо и остальных картелей воспринимали как “свободный” город, место для обсуждения проблем.

Не только свободный, но и красивый; и опасный еще, американских и европейских туристов до сих пор похищают
Не только свободный, но и красивый; и опасный еще, американских и европейских туристов до сих пор похищают

Рамон Арельяно решил, что принципами можно поступиться. С Короной и бойцами он прибыл в Гвадалахару, где видели Гусмана, и принялся обыскивать город. Гусмана искали неделю, но не нашли.

В аэропорту, когда Рамон, Корона и его бойцы проходили пост охраны, перед вылетом домой, они увидели... Гусмана, входящего в аэропорт. Глава Синалоа вместе с телохранителями припарковал машины у главного входа, Бьюик и Гранд-Маркиз.

Корона, не долго думая, вскинул автомат и открыл огонь. Телохранители Гусмана ответили, завязалась перестрелка. На жизнь “гражданских” тихуанцы наплевали: под их огонь первыми попали женщина с племянником, просто переходившие улицу рядом с аэропортом. В ходе перестрелки убили еще троих ни в чем не повинных людей.

Подготовленные бойцы Короны прижали телохранителей Гусмана к машинам, слаженным огнем из АК. Огонь вышел результативный: водитель и один из пассажиров Гранд-Маркиза умерли. Но сам Эль Чапо выбрался — перебежками, вдоль улицы, добежал до первой попавшейся машины, сел в неё и уехал.

Гусман сбежал, тихуанцы побросали автоматы в мусорные баки и пошли на рейс “Арэомексико” в Тихуану. Самолет рейса сотрудники аэропорта удерживали из-за перестрелки. Однако к бойцам Короны у сотрудников аэропорта вопросов не возникло. Как и к Рамону — он уже успел сесть в первый класс и плевался от бешенства. Самолет взмыл к небесам, в Гвадалахаре остались лежать гильзы и тела: семь человек, пять непричастных прохожих и два человека со стороны Гусмана.

На пассажирском сиденье белого Гранд-Маркиза Эль Чапо замер мужчина в черном. Крест, свисавший с груди, осел на боку. На пассажирском сиденье Гранд-Маркиза умер кардинал Хуан Хесус Посадас Окампо, второй по значимости иерарх Римско-Католической Церкви Мексики. Из его тела извлекли 14 пуль.

-3

Братья Арельяно поняли, что картель совершил ошибку размером с Эскобара. “Организация Арельяно Феликс мгновенно превратилась из народных героев в злодеев”, как вспоминал один из бывших лейтенантов картеля.

Гусман решил на время залечь на дно и бежал в Гватемалу. Неудачно — через две недели по прибытию его арестовали и отправили в тюрьму строгого режима Пуэнте Гранде в Мексике. Удачно. В тюрьме все, от охранников до поваров, получали зарплату от Эль Чапо. Как Пабло Эскобар, Гусман жил в тюрьме в своё удовольствие: играл в шахматы, баскетбол, смотрел фильмы, наслаждался концертами групп, которые для него привозили в тюрьму. Руководство тюрьмы чутко относилось к любым запросам Гусмана. К нему приводили многих женщин, и, довольно регулярно, доставляли Виагру.

И, конечно, Гусман из Пуэнте Гранде продолжал управлять бизнесом.

Братья Арельяно, над головой которых сгустились тучи, избежали ареста — по словам одного из их бывших лейтенантов, им пришлось заплатить 10 миллионов долларов главе мексиканской Федеральной судебной полиции. Два боевика тихуанцев отправились в тюрьму, сидеть за грехи руководства.

Избежать избежали, да только полицейские искали Арельяно, хотя бы для вида, повсюду; символично, что в верхнем ряду, слева, Эль Чапо
Избежать избежали, да только полицейские искали Арельяно, хотя бы для вида, повсюду; символично, что в верхнем ряду, слева, Эль Чапо

В полиции, получив деньги, принялись имитировать деятельность: полицейские вломились в дома, принадлежащие картелю и братьям Арельяно — которые заблаговременно дома покинули.

Убийство кардинала практически уничтожило картель. Люди ежемесячно покидали его сотнями. Дэвид Баррон Корона, суперсолдат тихуанцев, залег на дно в южной Мексике, в Росарито, его люди отправились по домам в Калифорнию. Сами братья “рассыпались” по странам: Бенджамин уехал на юг, Эдуардо остался в Тихуане, но исчез из виду. Рамон и Хавьер сбежали в Лос-Анджелес и затаились в Санта-Монике, вдали от своих “владений”.

******

Смерть кардинала Окампо позволило американскому управлению по борьбе с наркотиками (УБН) действовать активнее. Джек Робертсон, возглавлявший дело против Тихуанского картеля, помог создать оперативную группу из агентов УБН и ФБР, а также таможни, иммиграционной службы, маршалов США и Министерства юстиции. Оперативная группа арестовала и допросила нескольких бойцов Короны, вернувшихся из Мексики. Медленно, но верно, Робертсон собирал данные, которые помогли бы ему подобрать ключ и открыть дверь ко всем делам картеля.

В 1995 году в офис УБН в Сан-Диего пришел молодой человек. У юноши не было за душой никаких преступлений — но именно он помог Робертсону вышибить дверь, ведущую к картелю.

Шокированный, трясущийся от страха молодой американец, которого агенты УБН окрестили “Джо Кэмелом” за постоянное курение... Готов был сдать сеть распространения Тихуанского картеля.

Пикап, перевозивший фальшивые кровати, приезжал из Мексики в дом тестя “Кэмела” в Ла-Холья, район на северо-западе Сан-Диего. В каждой фальшивой кровати, в среднем, лежало по тонне кокаина. Тесть спокойно парковал грузовик в гараже, или прямо перед домом. И уже от дома, или сам тесть, или “Кэмел” развозили кокаин по всей Америке.

Как ни смешно, но это не самый крупный улов УБН
Как ни смешно, но это не самый крупный улов УБН

Тесть был человеком мексиканских narcos еще с 70-х годов. Тихуанцы ласково называли его “дедушкой”: благодаря безобидному и презентабельному виду “дедушку” не останавливали на пограничных контрольно-пропускных пунктах. Дедушку по наводке “Кэмела” взяли, на допросе он раскололся и объяснил, как работает контрабанда картелей, сдал имена и описал внешность ключевых “офицеров” картеля. “Дедушка” также выдал агентам личность старшего лейтенанта братьев Арельяно в Тихуане, Артуро “Китти” Паэза Мартинеса.

Агенты УБН пребывали в легком замешательстве и совсем не легком бешенстве, когда проверили криминальное прошлое дедушки. Найти не удалось ничего — пока сам дедушка не рассказал, что жил под вымышленной личностью, предоставленной правительством США. Тридцать четыре года назад, в шестидесятых, еще не дедушку поймали на участии в контрабанде героина. Дедушка повинился, стал сперва информатором полиции, а позже участвовал в программе защиты свидетелей. Переехав на новое место контрабандист освоился, разведал обстановку — и вернулся к любимому делу.

Теперь, по условиям договора с “Кэмелом”, дедушка становился правительственным информатором повторно. Бравый дедуган позволил УБН установить камеры наблюдения и прослушивающее оборудование у себя дома. И вновь не попал в тюрьму. Более того, договоренность УБН с зятем-Кэмелом предусматривала, что и зятю, и деду выплатят по 100 000 долларов за сотрудничество.

"Вы будете смеяться", но это тоже не самый крупный улов УБН, с одного из тоннелей под государственной границей, из Тихуаны прямо в Сан-Диего; в кирпичах марихуана, не кокаин, но сам масштаб!..
"Вы будете смеяться", но это тоже не самый крупный улов УБН, с одного из тоннелей под государственной границей, из Тихуаны прямо в Сан-Диего; в кирпичах марихуана, не кокаин, но сам масштаб!..

******

Новые обстоятельства дела Тихуанского картеля для УБН означали не просто увеличение численности, из сотрудников других ведомств, но и миллионы дополнительных долларов налогоплательщиков, на оплату сети платных информаторов.

Правда, не всем везло также, как дедушке с верблюдом. Один из бойцов Арельяно в Калифорнии решил стать информатором за день до того, как благодарные тихуанцы изрешетили его пулями. Боец, однако, выжил и получил от оперативников УБН кличку “швейцарский сыр”. После перестрелки сырок сумел оформить себе компенсацию от правительства: информаторы, кроме зарплаты, могли претендовать на выплаты за травмы, полученные при исполнении служебных обязанностей. Позже сыр получил от американского правительства еще 1,5 миллиона долларов — его информация подтвердилась, и благодаря ей УБН задержали одного из лейтенантов Арельяно.

Стив Дункан, специальный агент Министерства юстиции в Сан–Диего - еще один участник 15-летней операции против картеля - вспоминал, что его не покидало чувство сюрреализма. Он и другие агенты арестовывали людей картеля, федеральные прокуроры беседовали с преступниками — и оформляли с ними сделки, позволяя коррумпированным чиновникам и торговцам людьми выходить на свободу. Всё ради поимки верхушки картеля. “Прокуроры никогда не хотели идти в стороны или вниз [по иерархии картеля], только вверх … Так что многих боевиков тихуанцев, которые убивали людей, так и не привлекли к ответственности. Эти парни давали нам то, что хотели, и уходили”.

Никому из агентов не нравилось смотреть, как преступники гуляют на свободе — а в некоторых случаях еще и с деньгами. Но по воле прокуроров и высшего руководства УБН оперативная группа продолжаться идти к вершине. К поимке братьев Арельяно, суд над которыми превратил бы сюрреалистичный театр абсурда во что-то стоящее.

А еще, в Мексике регулярно находят массовые захоронения, тел на 20-50; мексиканские полицейские на заднем плане решили козырнуть колоритом
А еще, в Мексике регулярно находят массовые захоронения, тел на 20-50; мексиканские полицейские на заднем плане решили козырнуть колоритом

******

После убийства кардинала Посадаса Рамон Арельяно не высовывался из Санта-Моники. В его отсутствие “рядовые” картеля довольно быстро распустились и стали работать небрежно. Из Калифорнии Рамон отправил Дэвиду Баррону Короне приказ убить Ронни “Свободу”, некоего мужчину из Тихуаны. Свобода провинился флиртом с женщиной, нравящейся Рамону. Когда сестры Свободы, Ивонна и Лус, узнали, что на брата покушались - первый раз неудачно, бойцы картеля сработали спустя рукава - они сообщили в полицию. Рамон приказал Короне вновь завербовать демобилизовавшихся бойцов из Сан-Диего и убить и сестер Свободы, “за компанию”.

Корона с командой вернулись в Тихуану. Один из киллеров, Мартин Корона - не близкий родственник - следил за сестрами постоянно. В один из вечеров, сестры с семьей усаживались в машину. Мартин решил, что пора действовать, подошел к окну со стороны водителя и открыл огонь. Три пули попали в Ивонну, одна — в беременную Лус. Когда Ивонна наклонилась к сестре, в попытке защитить сестру, 9-летняя дочь Лус, с заднего сиденья начала кричать на всю улицу о помощи. Для Мартина, видимо, убийство детей было уже чем-то запредельным — он не стал добивать сестер и сбежал с места преступления. Сестры выжили.

******

А я на время прекращаю перевод статьи. Новая часть будет совсем скоро: с бомбами, убийствами членов семьи Арельяно, сотрудничеством и враждой Эль Чапо с УБН. “Не переключайтесь”.