ВЛ61 – это еще один грузовой магистральный электровоз из серии ВЛ. Отличие от ВЛ8 в том, что ВЛ61 является шестиосным локомотивом и работает при переменном токе. И это первый серийный и второй вообще выпущенный в стране (после ОР22) электровоз переменного тока.
Строить ВЛ61 начали с 1954 года на Новочеркасском заводе. Изначально электровоз носил наименование Н-О (Новочеркасский Однофазный). Строили эту серию недолго – уже в 1957 г. выпуск был завершен. И за это время было построено всего 12 электровозов – вот такой маленькой получилась серийность.
Строились электровозы под расчет в номинальное напряжение в 20 кВ, но уже в 1959 г. были модифицированы под напряжение в 25 кВ., которое было признано самым оптимальным. А в 1963 г. вся серия электровозов Н-О была переименована в ВЛ61, что означало Владимир Ленин, 6-осный, тип 1.
Работали ВЛ61 на участке Ожерелье-Павелец (только он был оборудован линией переменного тока). Но после модернизации в 1963 г. электровозов ВЛ61 в двухсистемные (могли работать как от переменного тока, так и от постоянного – при этом паровозы стали именоваться ВЛ61д (двухсистемный)) их стали эксплуатировать на участке Минводы-Кисловодск. Это были первые в СССР двухсистемные электровозы.
В 1970-х годах электровозы ВЛ61 из-за технического устаревания и неудобством эксплуатации были заменены на более мощные ВЛ82, а затем и вовсе списаны. Сейчас сохранилось только 2 электровоза из 12. Один из них (ВЛ61д-005) находится на территории депо Ожерелье в качестве памятника. При этом он пронумерован как Н-О-001 (настоящий локомотив 001 не был сохранен).
Второй сохранившийся локомотив (ВЛ61д-012) находится на территории музея железных дорог в Ростове-на-Дону. Сейчас он перекрашен в ярко-синий цвет, хотя изначально был зеленым.