Задание 24 ЕГЭ по истории самими экспертами ЕГЭ признается одним из самых сложных. Для его успешного выполнения необходимо уметь привести аргументы и за и против определенного утверждения, а это требует не только обширных знаний фактического материала, но и глубокого умения интерпретации исторических фактов. Согласно мнению экспертов, даже 1 полученный балл (из 4 возможных) за это задание, считается хорошим результатом для учащегося. Рассмотрим самые типичные ошибки, которые помогут вам, по крайней мере, не потерять баллов, а также изучим некоторые «лайфхаки», которые помогут заработать более 1 балла за это ценное и сложное задание.
-*-*-*-
Очень важно не перепутать аргументы «за» и «против». Даже если аргументы учащегося идеальны, основаны на фактах и правильно объяснены, но перепутаны местами – это 0 баллов.
Реальная ситуация. Было дано высказывание «Петр I не сумел заложить основы для эффективного экономического развития России в будущем». Ответ учащегося:
· Аргументы «за»: 1. При Петре I строились новые мануфактуры, развивались новые отрасли промышленности. 2. При Петре I был получен выход к Балтийскому морю, что способствовало развитию международной торговли.
· Аргументы «против»: 1. При Петре I сохранялся крепостнический характер производства; 2. Северная война истощала экономические ресурсы страны.
Учащийся явно перепутал местами аргументы и высказывался как бы в пользу Петра I и против Петра I лично, а нужно – высказываться аргументы за и против самого утверждения данного в задании: «Петр I НЕ (!) сумел заложить основы для эффективного экономического развития России в будущем». Не сумел почему? Именно потому, что 1. При Петре I сохранялся крепостнический характер производства; 2. Северная война истощала экономические ресурсы страны. В то же время поспорить с этим утверждением можно именно потому, что 1. При Петре I строились новые мануфактуры, развивались новые отрасли промышленности. 2. При Петре I был получен выход к Балтийскому морю, что способствовало развитию международной торговли.
Итак, очень важно высказываться аргументы за и против самого утверждения данного в задании, не перепутать аргументы местами, иначе -ноль баллов.
-*-*-*-
Исходя из первого примера, важно отметить, что высказывания с частицей «НЕ» могут запутать учащегося. Тут нужно быть особенно внимательным и правильно понять, что именно нужно доказывать и опровергать. В предыдущем примере с Петром аргументы «за» - это факты, указывающие на то, почему экономическая политика Петра была несостоятельной, чего он хотел сделать, но не смог, что было сделано неудачно. Аргументы «против» - это, как раз таки, удачные мероприятия Петра в экономике.
-*-*-*-
Если учащийся не указал какие аргументы у него «за», а какие «против», идет сплошной текст – это 0. Нужно обязательно четко указать «Аргументы за (или в подтверждение):1… 2… 3…; Аргументы против (или в опровержение): 1… 2…. 3…;».
-*-*-*-
Только факты (без пояснений) не засчитываются. Надо объяснить, как данный факт работает на объяснение «за» или «против». Например. Дано высказывание: «Александр I ничего не сделал для улучшения жизни крестьян». Недостаточно сказать, что Александр I издал указ о вольных хлебопашцах в 1803 году. Такой аргумент не засчитывается. Нужно обязательно объяснить, что согласно указу 1803 года о вольных хлебопашцах, помещикам рекомендовалось отпускать крестьян. Так было освобождено несколько десятков тысяч крестьян, которые, став свободными, улучшили свое социально-экономическое и правовое положение.
-*-*-*-
Рассуждения общего порядка – это ноль баллов. Нельзя писать, что что-то просто улучшилось или ухудшилось, развивалось плохо или хорошо. Нужно обязательно опираться на конкретные факты + пояснения.
-*-*-*-
Ошибки в фактах – это ноль баллов. Поэтому надо быть очень осторожным и писать то, в чем точно уверен, не писать лишнего. Потому что одно неверное слово (например, упоминание печенегов применительно к XII веку, может перечеркнуть весь, даже самый хороший, аргумент).
-*-*-*-
Исторический факт – это, как правило, место + время + участники.
-*-*-*-
После прочтения ваших аргументов, у эксперта не должно возникать вопроса «и что?». Вы должны дотошно всё объяснить.
-*-*-*-
И напоследок самый главный совет: несмотря на то, что в задании требуется 2 аргумента за и 2 против, лучше писать максимальное количество аргументов! Лучше привести 5,7, 10 аргументов за и столько же против. Неправильные вам вычеркнут, а правильные засчитают. Так есть хоть какой-то запас, какая-то надежда. В противном случае, получить высокий бал за это задание, угадав самые удачные 4 аргументы (2 за и 2 против) практически нереально, как показывает практика. Эксперты оценивают это задание очень строго.
Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.
Смотрите также:
1. Полный курс истории. Теория и практика
2. Как готовиться к ЕГЭ по истории и обществознанию самостоятельно?
3. Пять главных советов, сдающим ЕГЭ по истории
4. Как понять и выучить историю?
5. Как выучить все даты по истории и не сойти с ума?