Прочитав пару-тройку приключенческих романов о моряках, можно заметить что встречаются оба варианта названий. При этом описания ножей имели существенные различия. Давайте разбираться!
Первоначально ножи моряков напоминали финский нож. В Финляндии он использовался рыбаками и охотниками, а в России как боевое оружие, в том числе и среди криминальных субъектов.
По слухам, кончик финского ножа затачивался фальшлезвием. А если по существу, то острие было с «щучкой» (основная режущая кромка встречалась со скосом обуха - внешне напоминает голову щуки).
Вернёмся к матросскому ножу. В отличие от финского, обух закруглялся по отношению к острию. Некоторые писатели убеждают, что такая форма сделана исключительно для того, чтобы драки в кабаках были менее травмоопасными.
Однако доля правды есть. В дневниковых записях адмирала Френсиса Дрейка можно найти подобные упоминания. Правда, драки происходили на самом корабле, так как команде было сложно уживаться друг с другом в течение длительных плаваний. В итоге адмирал приказал плотнику сточить острие у ножей.
Так что круглый кончик скорее исключение, чем особенность матросских ножей.
Теперь давайте о названии, ведь иногда можно встретить «боцманский» нож. Тут логика прозрачна: боцман относится к младшему командному составу, что явно повыше простого матроса. Следовательно, нож боцмана должен чем-то отличаться.
В прикладном плане, несмотря на занимательную версию с драками, ножи матросов служили в основном для резки каната и прочих рабочих задач. Но когда морской флот стал терять позиции. Нож матросов перекочевал в шлюпки. Здесь его стали называть «шлюпочным», так как клинки по факту превращались в инвентарь и должны были быть в шлюпках по умолчанию.
Когда срок эксплуатации подходил к концу - ножи списывали. Делали это боцманы. И, как правило, после этого забирали клинки себе. Вот здесь уже и появился вариант с «боцманским» ножом.
Интересный факт:
Некоторые продавцы, желая заработать побольше, специально делали акцент на том, что нож именно «боцманский» и продавали за более высокую цену.
Реальность же такова: в техническом плане ножи не имели каких-то особых отличий, а названия возникли чисто на лингвистической почве.