Жил в Японии XVII века буддийский монах Энку. Жил, по современным меркам, недолго - всего 62 года. Но, за этот срок, он вырезал около 120 тысяч (!) деревянных статуэток Будды, размером от 3 см, до 3,5 метров. Интереснее всего в этой истории не количество, а исторический контекст - что двигало этим странствующим монахом, и как его деятельность повлияла на искусство резьбы в Японии в целом. Заглянем в историю?)
Буддизм пришел в Японию в VI веке от более развитых соседей - Китая и Кореи. Оттуда же были привезены и первые статуи, послужившие образцами японским мастерам. На протяжении нескольких веков сформировалась самостоятельная школа японской скульптуры, со своими канонами и правилами. К концу XIII века это приводит, с одной стороны, к элитарности этого промысла - скульптуры могут себе позволить лишь самые богатые храмы в центральных городах. А с другой, к ремесленничеству. За счет приверженности жестким канонам искусство больше не развивается.
Зато, начинает развиваться техника "натабори" - грубый резец. Стилизованные, быстро сработанные скульптурки Будды заполняют отдаленные храмы, часовенки и дома крестьян. Делали их странствующие монахи, одним из которых и являлся Энку. Несмотря на грубую обработку, фигурки обладали особой выразительностью и характером.
Разумеется, подобное народное творчество не могло претендовать на признание в стране с сильным классовым расслоением. И снова заговорили об Энку лишь в 30-х годах ХХ века. Истинный интерес к его работам проснулся в 60-е. Начались исследования, поиски его работ и выставки, а искусствоведы в полной мере оценили художественную составляющую работ Энку. По сути, с него началось новое течение, подхваченное и приумноженное другими мастерами.
Надеемся, вам было интересно) Подписывайтесь, ставьте лайки, чтобы видеть наши статьи в своих лентах. Оставайтесь с нами, мы еще много интересного расскажем)