В этой статье я расскажу вам о мультипликаторах - одной из составляющих фундаментального анализа компаний. На самом деле мультипликаторов огромное количество, но я затрону только те которые использую сам.
Итак, для начала разберемся что такое мультипликаторы и для чего они нужны. В фундаментальном анализе очень важно сравнить оцениваемую компанию с ее конкурентами по отрасли, для того чтобы узнать кто из них наиболее перспективен. Вот для быстрого сравнения компаний между собой и используют мультипликаторы - комплексное сложение показателей одной компании сравнивают с комплексным сложением показателей другой. Значения этих показателей можно вычислить как самостоятельно так и посмотреть уже готовыми на различных сайтах, например Investing.com.
Доходные - данные мультипликаторы призваны показать реальный размер дохода получаемый компанией и сравнить его с размером дохода других компаний в отрасли.
Рентабельные - показывают общую экономическую эффективность и прибыльность компании в сравнении с ее конкурентами.
Мультипликаторы финансовой устойчивости - показывают соотношение собственных и заемных средств компании, а также способность компании выплачивать долги.
Мультипликаторы которые использую я:
Учитывая, что я не высчитываю мультипликаторы самостоятельно, а использую данные с различных сайтов, обычно я просматриваю все мультипликаторы, но именно опираюсь при выборе компании только на три из них:
1. P/E: Мультипликатор цена/прибыль позволяет определить недооценена компания или переоценена, рассчитывается как общая капитализация компании поделенная на годовую чистую прибыль. Чтобы узнать капитализацию компании мы берем текущую рыночную цену и умножаем на количество выпущенных акций, а затем полученное число делим на значение чистой прибыли которую можно найти в годовом отчете компании. P/E оценивается по отношению к среднему значению, для американского рынка среднее значение 25, а для российского 14, то есть инвестору нужно искать акции со значением мультипликатора ниже 25 для американских акций и ниже 14 для российского рынка, так как со временем рынок усредняется и для вас будет лучше если курс акции вырастет до среднего значения, а не упадет до него. Как это помогает определить недооцененность? Цифра полученная после расчета P/E показывает за сколько лет компания окупит весь вложенный в нее капитал, если цифра большая, например 200, это означает что чтобы окупить вложенные в нее средства и оправдать надежды инвесторов компания должна работать с текущим уровнем прибыли 200 лет, если она не оправдает надежд, ее цена может упасть, а значит упадет и P/E и те кто покупал выше среднего значения окажутся у разбитого корыта и наоборот, низкое значение мультипликатора показывает что бизнес может расти, а значит у компании есть потенциал. Я выбираю компании с P/E от 10 до 25 для американского рынка.
2. P/S: Мультипликатор цена/объем продаж позволяет оценить компанию именно со стороны получения выручки. Так как выручка более предсказуема чем чистая прибыль рекомендуется использовать данный мультипликатор вместе с P/E. Среднее значение для мультипликатора меньше 1, чем больше он превышает 1 тем больше это сигнализирует о снижении выручки компании. Рассчитывается мультипликатор как капитализация компании поделенная на выручку из годового отчета компании
3. P/B: Мультипликатор цена/балансовая стоимость показывает соотношение капитализации компании к ее балансовой стоимости, то есть всем личным активам компании, на его основании можно судить насколько компания состоит из собственных и заемных средств. Среднее значение показателя ниже 1, чем он выше тем большее количество заемных средств в общей капитализации компании, а значит есть риск что компания не сможет обеспечить все долги своим имуществом если большая часть капитализации будет состоять из заемных средств.
Заключение:
Хочется сказать что оценка по мультипликаторам не может дать оценку компании в полной мере и является лишь первым шагом для отбора в портфель лучших компаний из отрасли, но в дальнейшем отобранные компании должны оцениваться и по другим показателям: отчеты, выплата дивидендов и их рост, увеличение прибыли, расширение бизнеса и прочее, но первоначальный отбор компаний это важнейший этап при составлении портфеля поэтому мультипликаторы нельзя игнорировать. Будете ли вы использовать их все или только те которые описал я - решать вам.
Если вам понравилась статья подписывайтесь на канал и ставьте лайк!