Высокие зарплаты могут стать причиной затянувшегося на несколько лет кризиса. Не самой важной причиной, не в современной России. Но макроэкономические проблемы могут идти и от зарплат.
Высокие номинальные зарплаты в США тридцатых годов и усилия правительства и профсоюзов их сохранить стали одной из причин затягивания Великой депрессии, экономического кризиса, на десять лет. Притом, что в ноябре 1930 года безработица в Америке превысила 10%, а в мае 1933-го достигла дна, в 25,6% от трудоспособного населения.
Сочетание устрашающего показателя безработицы и высоких цен возможно благодаря дефляции. Дефляция это экономический процесс, когда падают цены, потребительские и не очень, в реальном выражении: в прошлом году килограмм мяса стоил 300 рублей, в этом — 280, а зарплаты не поменялись.
В теории, длительная и незначительная дефляция, в десятые доли процентов, идет экономике на пользу. В семидесятые годы девятнадцатого века в США теорию проверили практикой — промышленность, финансы и сельское хозяйство страны росли одновременно с незначительным падением цен на всё.
Спустя шестьдесят лет американская экономика повела себя иначе. Экономист Энтони О'Брайан, обратившись к архивам, подсчитал, что с октября 1929 года по март 1933-го потребительские цены упали на 27%. Зарплаты к тому времени сократились от силы на 8-10%.
Те рабочие, которые сохранили свои места, каждый месяц просыпались в стране, где товары и услуги стоили всё дешевле и дешевле. “Живи и радуйся”. Если забыть, что зарплаты выплачивают из выручки, которую бизнес получает за продажу товаров и услуг. Которые всё дешевеют.
У бизнеса, крупного, среднего, любого, пропадают стимулы инвестировать и нанимать новых людей. Потому что цены могут упасть ниже, чем выручка, а деньги, живые — вот они, на руках. И их разумнее припрятать под подушку. Завтра они станут еще дороже. Товар или услуга — нет.
Бедняги, которых сократили, еще долго не смогут найти работу, ведь на дворе дефляция и нет смысла вкладываться в новое производство. Нет производства — нет рабочих мест.
К 1935-му году дефляция, помалу, иссякла, но даже в 1939-м цены на товары и услуги оставались дешевле докризисных на 12-20%.
Правительство и профсоюзы работников, сохранивших места, проблему дефляции осознавали. И всеми возможными способами держались за текущие зарплаты, не позволяя бизнесу их снижать и, тем самым, инвестировать и создавать новые рабочие места. Американская федерация труда в 1933-м даже выпустила заявление: «Отныне наша цель должна заключаться в повышении зарплат, а не в их сокращении. Только так мы сможем увеличить покупательную способность и способствовать подъему экономики».
Правительство Рузвельта не отставало — также в 1933-м администрация президента приняла Закон о восстановлении промышленности (NIRA, National Industrial Recovery Act). В стране вводились “правила честной конкуренции”. Правила затрудняли увольнения работников и вводили многочисленные требования к “правильной” организации производства. NIRA быстро начал работать — крупный бизнес разросся, множество мелких предпринимателей, не способных работать по новым правилам, разорились, цены, с 1936-го, начали расти… вместе с и так реально высокими зарплатами.
По факту, закон на какое-то время разрешил монопольный сговор крупным корпорациям — у них хватало средств соблюдать “честные правила” и занимать ниши малого бизнеса, у которого средств не хватало. Хватало денег у корпораций и сохранять высокие зарплаты рабочим. Тем из них, кто сохранил свои места. Новых рабочих, при высоких зарплатах, нанимать не было смысла. В результате кризис продлился еще на пару лет, а отчаявшиеся безработные пахали буквально за еду — в “трудовых лагерях” правительства.
Независимый Верховный Суд США, когда разобрался в сути “честной конкуренции” NIRA, в 1935 году аннулировал положения закона о бизнесе. Но правительство, действуя в интересах крупного бизнеса, продолжало поддерживать монопольный сговор крупных промышленников — тех, кто "уступил" требованиям профсоюзов о сохранении-повышении зарплаты.
А несчастные безработные продолжили работать за еду.
******
Разумеется, для рабочих, которые сохранили свои места, жизнь сладкой не была. Высокие, или нет, зарплаты приходилось отстаивать стачками и забастовками. В округе Харлан шахтерам даже пришлось повоевать с частной охраной шахт и полицией, защищавших хапуг-предпринимателей. О Харлане я еще напишу, обязательно.
Для статьи я использовал:
O'Brien, Anthony Patrick. A Behavioral Explanation for Nominal Wage Rigidity during the Great Depression.
Cole, Harold L., and Lee E. Ohanian. Re-examining the Contributions of Money and Banking Shocks to the U.S. Great Depression
******
Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.