В понедельник, 28 января, возобновились переговоры между США и Китаем
Основное требование администрации Дональда Трампа - снижение диспропорций во взаимной торговле.
Другие требования со стороны США - отменить обязательное условие о передаче технологий иностранными предприятиями для доступа на китайский рынок, а также внести изменения в программу "Сделано в Китае 2025", которая предусматривает государственное субсидирование ряда ведущих отраслей страны. Кроме того, американцы требуют создать специальный механизм, который даст возможность контролировать, выполняет ли Китай взятые на себя обязательства или нет. По-сути, совокупность этих требований является аналогом внешнего управления экономикой стран. Крайне маловероятно, что Китай на такое согласится.
Неслучайно, агентство "Bloomberg" пишет о том, что, по имеющимся у него данным, китайские переговорщики будут пытаться затягивать переговоры, пытаясь дотянуть до следующих президентских выборов в США, которые пройдут в 2020 году, на которых победа Трампа отнюдь не гарантирована.
На этом фоне, практически незамеченной осталась новость о том, что союз промышленников и предпринимателей Германии обратился к правительству страны с предложением о введении в отношении товаров из Китая аналогичных пошлин.
Экономика Германии, как показывают данные, замедляется. Данные по экспорту не внушают оптимизма. Министерство экономики уже понизило прогноз роста ВВП на следующий год. К этому добавляются проблемы в странах Еврозоны: в Италии официально зафиксирована рецессия, во Франции к бюджетным проблемам очевидно добавятся негативные последствия протестов "желтых жилетов", в странах Южной Европы остается катастрофической ситуация с занятостью среди молодежи. Не стоит забывать и о том, что в следующем многолетнем бюджете ЕС на 2021-2027 гг. будут резко уменьшены расходы на общую региональную политику, которая, по-сути, является основным источником инвестиций для экономик стран Восточной Европы.
Кроме того, администрация Трампа давит и на европейцев, заставляя их также открывать свой рынок для американских товаров.
В этой ситуации, идея о снижении доли китайских товаров на европейском рынке становится вполне очевидной. Поэтому не исключено, что в этом году мы увидим не только торговую войну США с Китаем, но и Китая с Евросоюзом.
Теперь о состоянии экономики Китая.
Показатели прошлого года оказались достаточно скромными - рост ВВП всего лишь 6,6%. Внутренний спрос также падает, о чем свидетельствуют цифры по продажам новых автомобилей, продукции Apple и других товаров. Несмотря на то, что в последние годы китайские власти пытались активно развивать внутренний рынок, полностью заместить им внешние рынки точно не удастся.
Чем это грозит России?
Очевидно, что замедление экономики Китая снизит спрос на целый ряд экспортных российских товаров - от нефти и газа до продукции ВПК. Опосредованно это также повлияет на котировки цен сырьевых товаров на мировых биржах. Также под вопросом реализация масштабного проекта строительства трубопровода "Сила Сибири".
Но не все так негативно. Даже если иностранные инвесторы решат покинуть Китай, они, скорее всего, будут размещать свои заводы в других странах Юго-Восточной Азии (что, кстати, уже сейчас заметно, к примеру, во Вьетнаме). Взаимоотношения у России с этими странами на данный момент находятся на хорошем уровне. Возможно, придется более активно развивать поставки сжиженного природного газа (СПГ) с ямальских (активно развивая Северный морской путь) и сахалинских терминалов. Разумеется, конкуренцию российским сырьевым товарам будут составлять американские и катарские нефть и газ. Однако, как показывает ситуация с поставками российского СПГ на европейский рынок, российский газ, несмотря на изначально более дорогую стоимость добычи, выигрывает благодаря удобному транспортному плечу.
Таким образом при изменении нынешней логистики экспорта у России сохраняются хорошие шансы на то, чтобы занять конкурентные позиции на новых рынках.