Сегодня мы начнем разговор об непростой и очень интересной теме - деятельности наших военных трибуналов во время войны. Сложно найти более мифологизированный вопрос истории Великой Отечественной войны, чем этот, причем данные мифы заполнены полностью взаимоисключающими росказнями. В то же время книг, которые бы освещали этот вопрос, крайне мало.
Для начала мы займемся статистикой результатов работы органов военной юстиции в годы войны. Вот таблица, в которую сведены количество приговоров по определенным категориям дел по годам ВОВ:
Из этих цифр четко видно, что половина осужденных трибуналами проходило по уголовным статьям, вторую по величине категорию составляли воинские преступления (дезертирство и т.п.) и менее 20 %-контрреволюционные. Количество контрреволюционеров тут меньше, чем в мирное время, когда по статистике по таким статьям проходило порядка 30 % судебных дел. Кроме того, необходимо учитывать, что под эту категорию подпадали шпионаж и измена Родине.
Далее, поскольку юрисдикция трибуналов распространялась не только на военных, но и на мирное население территорий боевых действий, из 2,5 осужденных более 1,5 млн были гражданскими лицами. Таким образом, за годы войны трибуналами были осуждены 994 тыс солдат и офицеров Красной армии, треть из них, 376 тыс. за дизертирство. Около 170 тыс военнослужащих были приговорены к ВМН, половина остальных была отправлена с штрафбат, половина получила отсрочку исполнения приговора.
Обощая статистика по дезертирам и уклоняющимся от армии советским гражданам выглядит следующим образом. За все четыре года войны было задержано задержано около 1,5 млн военнослужащих и и лиц, уклонявшихся от призыва, причем подавляющее большинство - 1 210 224 пришлось на 1941 год. Из этих полутора миллионов половину отправили в свои части, а половину арестовали, но и из них до суда дошли далеко не все. Получается, что трибуналы осудили только каждого четвертого дезертира, а большая их часть избежала ответственности.
Учитывая, что за время войны через армию прошли 34 млн человек, под трибунал из них за 4 года попали менее 3 %, для сравнения, в современно России по угловным делам ежегодно выносят приговоры примерно 1 - 0,8 % взрослого населения, если же посчитать только мужское население активного возраста, то получится, что уровень преступности у нас сегодня в мирное время будет не очень сильно отличатся от уровня преступности в действующей Советской армии во время войны.
Теперь подробнее поговорим о ВМН, с которой довольно прочно ассоциируется слово военный трибунал. Из 2,5 млн осужденнных к высшей мере были приговорены 217 000 человек, это чуть менее 9 % от общего числа. Наибольшее их число было среди военнослужащих, вы уже знаете эту цифры, они составили 2\3 от общего количество приговоренных к высшей мере и 14 % от общего числа осужденных трибуналами военных. Большинство таких приговоров пришлось на 1941 год. Из полутора миллионов осужденных мирных граждан к ВМН приговорили 70 тыс. - менее 5 %, т.е. гражданским давали "вышку" в три раза реже, чем военным.