Найти тему
Сокровища Истории

Неизвестная "глазурованная керамика" средней Азии

Впервые глазурованные изделия появились в Египте в 4 тысячелетии до нашей эры и это ближневосточная традиция производства глазурованной керамики практически не прерывалась, но и не выходило за пределы этого региона.
Впервые глазурованные изделия появились в Египте в 4 тысячелетии до нашей эры и это ближневосточная традиция производства глазурованной керамики практически не прерывалась, но и не выходило за пределы этого региона.
Глазурованная керамика изобретение очень древнее, суть его состоит в том, что измельченные и перемешанные окислы металлов, кварцевого песка и некоторые другие ингредиенты после того как их нанесли на керамический сосуд и подвергли обжигу образуют на поверхности сосуда блестящую, гладкую стекловидную поверхность. Это делает посуду очень гигиеничной и дает неограниченные возможности для украшения этой керамики, потому что определенные добавки изменяют цвет глазури.

Значительно уже позже в 3 веке нашей эры. В Китае появился совершенно автономно свой центр производства глазурованной керамики и очень быстро приобрел огромное значение.
Значительно уже позже в 3 веке нашей эры. В Китае появился совершенно автономно свой центр производства глазурованной керамики и очень быстро приобрел огромное значение.
-3
Между этими двумя центрами шла интенсивная торговля по Великому шелковому пути и происходил обмен и технологическими тонкостями, как не удерживали их в секрете и какими то идеями декоративными.

И только после завоевания Средней азии арабами в начале 8 века, эти территории такие государства как "Согд", "Чадч", Хорезм вошли в состав Арабского Халифата, единое пространство Халифата давало возможность не только торговать, но и давала возможность безопасной миграции групп ремесленников.

Таким образом Средняя Азия получила свое право производства глазурованной керамики под влиянием именно ближневосточной традиции и произошло это в конце 8 века.
Таким образом Средняя Азия получила свое право производства глазурованной керамики под влиянием именно ближневосточной традиции и произошло это в конце 8 века.

Крупнейшими центрами по производству глазурованной керамики стали "АФРОСИАП" городище древнего Самарканда, "БЕНКЕТ" современный Ташкент и Бухара.

Первоначально глазурованная керамика местных центров была не совершенна, технологически и художественно. Глазурь была мутная, сероватого оттенка, роспись, как правило, монохромная, расплывчатая и с очень ограниченным набором сюжетов.

Ну вот роспись подтеками от горла представлена на одном из наших ранних сосудов, а на чаше мы видим один из первых образчиков эпиграфического орнамента, т.е. надпись арабскими буквами.
Ну вот роспись подтеками от горла представлена на одном из наших ранних сосудов, а на чаше мы видим один из первых образчиков эпиграфического орнамента, т.е. надпись арабскими буквами.
НО очень быстро среднеазиатские ремесленники усовершенствовались это произошло буквально меньше чем за столетие и если в начале 9 века керамика отставала по своим параметрам от мировых стандартов, то к концу 9 века все резко изменилось.

📌 И еще одно технологическое новшество смогли изготавливать совершенно прозрачные свинцовые глазури бесцветные. Что давало неограниченные возможности для по глазурной росписи и этим и воспользовались среднеазиатские мастера керамиты.

📌 С этого момента сформирована среднеазиатская школа керамики не похожая ни на кого, которая внесла огромный вклад в сокровищницу исламского искусства. При украшении сосудов преобладали две тенденции. Первая это как можно меньше занимать фон.

-6

📌 Вторая же тенденция наоборот как можно больше занять поле изделия орнаментом, изображением зверей и птиц. И возникал такой радостный в некотором роде простонародный стиль. В отличие от того более изысканного. Надо сказать что изображения птиц пользовались особым успехом.

-7
Тут я бы хотел сказать что запрет ислама на изображение живых существ никогда не был абсолютным всегда четко оговаривалось на каких изделиях можно изображать живые существа.
-8

👌 И один из авторитетнейших деятелей ислама рубежа 11-12 веков" Аль Газали" писал специально что допускается изображение живых существ на подушках и коврах если на них сидят, то же касается изображений на тарелках и чашах. А вот на ковре если он висел на стене вот это уже не поощрялось потому что, граничило с идолопоклонством

-9
Птицы, как правило, изображались павлины, фазаны, петухи, голуби это птицы еще с древнейших времен связанные с культом солнца, но со временем они приобрели просто благопожелательное значение и служили как бы талисманом и оберегом.

Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс.

Если вам понравилась публикация - не забудьте:

- нажать "палец вверх";

- подписаться на канал;

- оставить комментарий.

Наука
7 млн интересуются