Глазурованная керамика изобретение очень древнее, суть его состоит в том, что измельченные и перемешанные окислы металлов, кварцевого песка и некоторые другие ингредиенты после того как их нанесли на керамический сосуд и подвергли обжигу образуют на поверхности сосуда блестящую, гладкую стекловидную поверхность. Это делает посуду очень гигиеничной и дает неограниченные возможности для украшения этой керамики, потому что определенные добавки изменяют цвет глазури.
Между этими двумя центрами шла интенсивная торговля по Великому шелковому пути и происходил обмен и технологическими тонкостями, как не удерживали их в секрете и какими то идеями декоративными.
И только после завоевания Средней азии арабами в начале 8 века, эти территории такие государства как "Согд", "Чадч", Хорезм вошли в состав Арабского Халифата, единое пространство Халифата давало возможность не только торговать, но и давала возможность безопасной миграции групп ремесленников.
Крупнейшими центрами по производству глазурованной керамики стали "АФРОСИАП" городище древнего Самарканда, "БЕНКЕТ" современный Ташкент и Бухара.
Первоначально глазурованная керамика местных центров была не совершенна, технологически и художественно. Глазурь была мутная, сероватого оттенка, роспись, как правило, монохромная, расплывчатая и с очень ограниченным набором сюжетов.
НО очень быстро среднеазиатские ремесленники усовершенствовались это произошло буквально меньше чем за столетие и если в начале 9 века керамика отставала по своим параметрам от мировых стандартов, то к концу 9 века все резко изменилось.
📌 И еще одно технологическое новшество смогли изготавливать совершенно прозрачные свинцовые глазури бесцветные. Что давало неограниченные возможности для по глазурной росписи и этим и воспользовались среднеазиатские мастера керамиты.
📌 С этого момента сформирована среднеазиатская школа керамики не похожая ни на кого, которая внесла огромный вклад в сокровищницу исламского искусства. При украшении сосудов преобладали две тенденции. Первая это как можно меньше занимать фон.
📌 Вторая же тенденция наоборот как можно больше занять поле изделия орнаментом, изображением зверей и птиц. И возникал такой радостный в некотором роде простонародный стиль. В отличие от того более изысканного. Надо сказать что изображения птиц пользовались особым успехом.
Тут я бы хотел сказать что запрет ислама на изображение живых существ никогда не был абсолютным всегда четко оговаривалось на каких изделиях можно изображать живые существа.
👌 И один из авторитетнейших деятелей ислама рубежа 11-12 веков" Аль Газали" писал специально что допускается изображение живых существ на подушках и коврах если на них сидят, то же касается изображений на тарелках и чашах. А вот на ковре если он висел на стене вот это уже не поощрялось потому что, граничило с идолопоклонством
Птицы, как правило, изображались павлины, фазаны, петухи, голуби это птицы еще с древнейших времен связанные с культом солнца, но со временем они приобрели просто благопожелательное значение и служили как бы талисманом и оберегом.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарий.