Pietra dura ("поделочный камень" — ит.) — техника инкрустации поверхностей полированными пластинами из поделочных, полудрагоценных, драгоценных камней и мрамора, которые подбираются с учетом их естественного рисунка, вырезаются по контуру изображения и плотно подгоняются друг к другу образуя орнамент или картину.
Самый ранний из найденных артефактов где была использована подобная техника — т. н. "штандарт из Ура" относится к III тыс. до н. э.
Начало непрерывной традиции техники отделки полов и стен интерьеров штучной мозаикой из камня относят к античной технике opus sectile, которая развивалась и в византийскую эпоху.
В XII–XIII веках активно развивалась в Риме династией Космати и получила название "косматеско".
Расцвет техники произошел во Флоренции XVI века, когда в 1588 году Гранд Дюк Тосканы Фердинандо I Медичи открывает Galleria di'Lavori — мастерскую обработки драгоценных и полудрагоценных камней.
Главной задачей Galleria di'Lavori (совр. — "Opificio delle pietre dure") было создание внутреннего убранства Cappella dei Principi — усыпальницы семейства Медичи:
Усовершенствованную камнерезами Медичи античную технику opus sectile называли "opera di commessi medicei" или впоследствии — "commesso in pietre dure".
"Commesso" — по-итальянски — "состыкованный": торцы каменных пластин обрабатывались настолько точно и прилегали друг к другу так плотно, что стык между ними был едва заметен. Такая техника не нуждалась в какой-либо несущей основе, как это было с opus sectile, где камни приклеивались на мраморные доски.
Мастерская, основанная Медичи занималась резьбой по камню вплоть до конца XIX в., когда переориентировалась на реставрацию старых работ. В этом качестве она существует до сих пор.
Для флорентийской мозаики используют поделочные и полудрагоценные камни: агат, аметист, голубой и зеленый авантюрин, сердолик, яшму, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, халцедон, гематит и другие. В качестве фона обычно применяют мрамор.
В начале XVII века образцы флорентийской мозаики попадают в Индию, где техника находит собственный путь. Здесь это искусство называют "парчинкари".
Парчинкари отделано надгробие Мумтаз-Махал в Агре:
Искусство парчинкари развивается в Индии по сей день:
В России используется термин "штучная мозаика" или "флорентийская мозаика".
История флорентийской мозаики в России связана с деятельностью основанной Петром I в 1720-е гг. Петергофской гранильной фабрики. Расцвет флорентийской мозаики здесь начался с 1847 года, когда во флорентийскую частную мастерскую Гаэтано Бианкини был направлен для обучения мозаике мастер Иван Соколов. Он изучал саму технику резки и набора, станки, инструменты. Соколов посетил также и Opificio delle pietre dure.
В 1848 году на фабрике организовано отделение для исполнения мозаичных полов "в античном стиле": для Исаакия, Петергофских дворцов и Нового Эрмитажа.
Исключительными по живописности и трудоемкости работами фабрики были декоративные вставки для трех шкафчиков, выполненных по заказу Александра III для его супруги. Все они были выставлены на Всемирной Колумбовой выставке 1893 г. в Чикаго.
Генеральный комиссар русского отдела выставки, директор Страсбургского художественного музея проф. А. Шриккер писал в отчете:
«Эти три кабинетские мебели, со вставками из pietra dura, представленные Императорской Гранильной фабрикой в Петергофе, принадлежат к наиболее блестящим украшениям всей выставки во дворце Мануфактур <...>
Одно из этих изделий, которому грунтом послужил бирюзовый камень и которое по типу работы напоминает жанры Cauvet или Salembier, стоили всего 2267 дней работы:
Другой предмет, также с подгрунтом из лазоревого камня и экзотическим ландшафтом, с изображением птиц, требовал 9329 дней:
наконец, третий предмет с белым фоном и экзотическим ландшафтом — 14558 дней":
Если вам понравился материал — подписывайтесь на наш канал.
Заходите на наш сайт www.gudmosaic.ru, где вы сможете увидеть больше работ нашей мастерской.
Ответим на все вопросы по мозаике: по телефону +7 920 251-33-83 и эл. почте info@gudmosaic.ru
__________________________________________________________________________________________