Найти в Дзене
Панно из мозаики

Pietra dura или флорентийская мозаика

Оглавление

Pietra dura ("поделочный камень" — ит.) — техника инкрустации поверхностей полированными пластинами из поделочных, полудрагоценных, драгоценных камней и мрамора, которые подбираются с учетом их естественного рисунка, вырезаются по контуру изображения и плотно подгоняются друг к другу образуя орнамент или картину.

Самый ранний из найденных артефактов где была использована подобная техника — т. н. "штандарт из Ура" относится к III тыс. до н. э.

Панель "Война" Штандарта из Ура. Лазурит, перламутр. Британский музей, Лондон
Панель "Война" Штандарта из Ура. Лазурит, перламутр. Британский музей, Лондон

Начало непрерывной традиции техники отделки полов и стен интерьеров штучной мозаикой из камня относят к античной технике opus sectile, которая развивалась и в византийскую эпоху.

В XII–XIII веках активно развивалась в Риме династией Космати и получила название "косматеско".

Расцвет техники произошел во Флоренции XVI века, когда в 1588 году Гранд Дюк Тосканы Фердинандо I Медичи открывает Galleria di'Lavori — мастерскую обработки драгоценных и полудрагоценных камней.

Главной задачей Galleria di'Lavori (совр. — "Opificio delle pietre dure") было создание внутреннего убранства Cappella dei Principi — усыпальницы семейства Медичи:
Интерьер Capella dei Principi, Флоренция
Интерьер Capella dei Principi, Флоренция
-3
Усовершенствованную камнерезами Медичи античную технику opus sectile называли "opera di commessi medicei" или впоследствии — "commesso in pietre dure".
"Commesso" — по-итальянски — "состыкованный": торцы каменных пластин обрабатывались настолько точно и прилегали друг к другу так плотно, что стык между ними был едва заметен. Такая техника не нуждалась в какой-либо несущей основе, как это было с opus sectile, где камни приклеивались на мраморные доски.
Мастерская, основанная Медичи занималась резьбой по камню вплоть до конца XIX в., когда переориентировалась на реставрацию старых работ. В этом качестве она существует до сих пор.
Фото из музея Opificio delle pietre dure
Фото из музея Opificio delle pietre dure

Для флорентийской мозаики используют поделочные и полудрагоценные камни: агат, аметист, голубой и зеленый авантюрин, сердолик, яшму, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, халцедон, гематит и другие. В качестве фона обычно применяют мрамор.

-5

В начале XVII века образцы флорентийской мозаики попадают в Индию, где техника находит собственный путь. Здесь это искусство называют "парчинкари".

Парчинкари отделано надгробие Мумтаз-Махал в Агре:

Интерьер мавзолея Тадж-Махал
Интерьер мавзолея Тадж-Махал

Искусство парчинкари развивается в Индии по сей день:

Мраморные столешницы в технике парчинкари в сувенирном магазине Дели
Мраморные столешницы в технике парчинкари в сувенирном магазине Дели

В России используется термин "штучная мозаика" или "флорентийская мозаика".

История флорентийской мозаики в России связана с деятельностью основанной Петром I в 1720-е гг. Петергофской гранильной фабрики. Расцвет флорентийской мозаики здесь начался с 1847 года, когда во флорентийскую частную мастерскую Гаэтано Бианкини был направлен для обучения мозаике мастер Иван Соколов. Он изучал саму технику резки и набора, станки, инструменты. Соколов посетил также и Opificio delle pietre dure.

В 1848 году на фабрике организовано отделение для исполнения мозаичных полов "в античном стиле": для Исаакия, Петергофских дворцов и Нового Эрмитажа.

Исключительными по живописности и трудоемкости работами фабрики были декоративные вставки для трех шкафчиков, выполненных по заказу Александра III для его супруги. Все они были выставлены на Всемирной Колумбовой выставке 1893 г. в Чикаго.

Генеральный комиссар русского отдела выставки, директор Страсбургского художественного музея проф. А. Шриккер писал в отчете:
«Эти три кабинетские мебели, со вставками из pietra dura, представленные Императорской Гранильной фабрикой в Петергофе, принадлежат к наиболее блестящим украшениям всей выставки во дворце Мануфактур <...>
Одно из этих изделий, которому грунтом послужил бирюзовый камень и которое по типу работы напоминает жанры Cauvet или Salembier, стоили всего 2267 дней работы:
Шкаф с арабесками. Эрмитаж
Шкаф с арабесками. Эрмитаж
Другой предмет, также с подгрунтом из лазоревого камня и экзотическим ландшафтом, с изображением птиц, требовал 9329 дней:
-9
Инкрустация дверцы шкафа. Заказ для императрицы Марии Федоровны. Петербургская гранильная фабрика. Экспонат Музея им. Ферсмана, Москва
Инкрустация дверцы шкафа. Заказ для императрицы Марии Федоровны. Петербургская гранильная фабрика. Экспонат Музея им. Ферсмана, Москва
наконец, третий предмет с белым фоном и экзотическим ландшафтом — 14558 дней":
Шкаф с "белым фоном и экзотическим ландшафтом". Эрмитаж
Шкаф с "белым фоном и экзотическим ландшафтом". Эрмитаж
-12
Если вам понравился материал — подписывайтесь на наш канал.
Заходите на наш сайт www.gudmosaic.ru, где вы сможете увидеть больше работ нашей мастерской.
Ответим на все вопросы по мозаике: по телефону +7 920 251-33-83 и эл. почте info@gudmosaic.ru

__________________________________________________________________________________________

Также рекомендуем:

Техники мозаики: opus sectile

Что такое "косматеско"?