Когда нацисты в 1941 году оккупировали СССР они обязали миллионы украинцев, белорусов и русских к принудительному труду.
„Когда началась война моей прабабушке Евгении Мечтаевой было 22 года. Она только что переехала со своим мужем, солдатом Красной армии, в Брест. Это был один из городов который первым подвергся германскому нападению.
Муж ее погиб во время штурма немцами Бреста. Вместе с другими молодыми женщинами и подростками ее угнали в Германию где она провела год в трудовом лагере. Тогда судьба послала ей сомнительное счастье - быть помощником на ферме немецкой семьи.
На работу в Германию
Там она была вынуждена работать без оплаты труда, и иногда ее избивали. Все это длилось до того дня пока советские солдаты не освободили ее.
До своей смерти в 2013 году она почти не говорила о том времени которое она провела в Германии. По данным Нюрнбергских процессов, более 4,9 миллионов советских гражданских лиц были принудительно вывезены в Германию в качестве бесплатной рабочей силы. Какая же судьба их ждала?
Рабочая сила нацистов
В 1941/42 гг. национал-социалисты отчаянно пытались увеличить количество рабочей силы: экономика была ослаблена, так как большинство рабочих служили в Вермахте. И выход был найден: люди с оккупированных территорий были вынуждены работать в немецкой промышленности и сельском хозяйстве.
"Комфортное" жилье и работа
Людей, прибывших из СССР, называли "восточными рабочими". Их репутация в немецком народе была крайне низкой – многие немцы к ним бесчеловечно относились.
Чтобы люди охотно соглашались ехать в Германию использовалась различные средства массовой пропаганды. Часто на улицах городов и сел можно было встретить плакаты на которых был напечатан примерно такой текст:
«Мужчины и женщины Украины! Германия предоставляет вам возможность более содержательной и хорошо оплачиваемой работы... вы получите все, что вам нужно, включая хорошее жилье».
Однако это работало недолго: письма, приходившие на родину, доказали - восточные рабочие жили хуже собак.
Затем нацисты стали силой забирать украинцев, белорусов и русских, особенно детей и подростков, в деревнях и городах и перевозить их в Германию.
«Нас запихивали в вагоны настолько, насколько возможно, так что наши ноги больше не могли двигаться “, - вспоминает Антонина Сердюкова.
Судьба восточных рабочих была похожа на лотерею - металлообрабатывающие предприятия, шахты и фермы постоянно нуждались в рабочих.
„По нашему прибытию сразу же был организован пункт сбора, я называю это Невольничий рынок “, рассказывает Федор Панченко из Украины - «В течение часа они продавали всю группу различным покупателям».
Вместе с 200 другими подневольными работниками Панченко оказался на сталелитейном заводе Силезии (ныне Польша).
У каждого была нашивка "OST"
Свекла, деньги и побег
Те, кому судьба уготовила работать на сталелитейных предприятиях, пришлось особенно тяжело: мало сна, тяжелый труд и голод.
«Один раз в день нам давали миску супа с морковью “- описывает Антонина Сердюкова свою жизнь на заводе в Дрездене.
Свеклу помнят все, кто был в немецком плену- по сути это была достаточно дешевая пища: немытые корнеплоды вместе с травой. В таких условиях тиф и малярия были широко распространены.
Некоторые из подневольных работников получали зарплату, но ее лишь хватало чтобы купить открытку или что-нибудь из одежды.
«Тебе нужно было собрать три зарплаты, чтобы купить простой свитер, который, возможно, когда-то принадлежал казненному еврею “, - вспоминает Сердюкова.
Остарбайтеры на работе
Многие молодые люди, особенно парни, пытались сбежать из лагерей. Среди них был и Федор Панченко. Дважды он убегал и прятался около месяца по всей Германии. Но его поймали, сильно избили и отправили сначала в Освенцим, а затем в концентрационный лагерь под Магдебургом. Большинство восточных рабочих, которые осмелились бежать, были пойманы и отправлены в лагеря смерти.
В то же время в Германии не ко всем советским рабочим относились плохо. «Некоторые из нас работали на крупных землевладельцев» - вспоминает Панченко – «Для тех, кто жил в семье, все зависело от людей. В каждой стране есть хорошие люди и злодеи».
Тяжелая судьба после возвращения
Конец войны 1945 оказался тяжелым даже для заключенных из Советского Союза. Помимо бомбежек союзными войсками им пришлось пережить новые трудности. Военнопленные и мирные жители были доставлены на допрос в специальные учреждения советской контрразведки НКВД. Тысячи были заключены в ГУЛАГ. Как, например, Лев Мищенко которого приговорили к десяти годам лишения свободы - в трудовом лагере он работал в качестве переводчика.
Возвращение домой
Для тех, кому все-таки удалось вернуться домой, жизнь была тоже нелегкой - немецкий плен был клеймом. «Другие граждане нас презирали", - вспоминает Панченко – «Я 37 лет проработал на заводе и каждый раз, когда что-то ломалось мне говорили: Это неудивительно, ведь ты работал на Гитлера». Многие молчали о своем опыте работы в Германии – они не хотели, чтобы их прошлое хоть как то повлияло на карьеру или семью.
С тех пор прошло очень много времени и только в конце 1980-х, после распада СССР, судьба остарбайтеров получила общественное внимание.