Произошедший в Венесуэле государственный переворот должен послужить серьезным предупреждением российским властям. В этой стране неожиданно для многих образовалось двоевластие, и буквально на сутки США и большая часть государств Латинской Америки признали законной властью отнюдь не президента Мадуро. У преемника Уго Чавеса сохраняется шанс удержаться, лишь пока на его стороне армия.
Принято во всем виноватить Госдеп США и его происки с экспортом «цветных революций». Доля правды в этом есть, но это еще не вся правда. Американцы лишь пользуются уже существующими проблемами, раскачивая их по своему усмотрению в ту или иную сторону. А проблемы себе всегда создают сами местные власти.
Венесуэла – богатейшая в мире страна по запасам нефти, хотя большая ее часть и считается трудноизвлекаемой, «тяжелой». Нефть и сахар – вот чуть ли не единственные товары, которые способна поставлять Венесуэла на внешние рынки. Уго Чавес не успел провести индустриализацию страны, а Мадуро и не начинал. Чавес поддерживал массы бедноты за счет доходов от экспорта углеводородов, но его преемник перестал с этой задачей справляться. В августе прошлого года инфляция в этом государстве составила 10 664%. В январе 2019 это показатель достиг уже 1 700 000 %!
Стоит ли говорить, что подобные чудовищные цифры, обесценивающие и без того копеечные доходы, вызвали в итоге массовые протесты населения? Венесуэльская беднота, которая всегда стояла за Чавеса и Мадуро, теперь свирепствует против властей больше всего. Именно в таком ситуации США и проводят попытку госпереворота в Каракасе.
Что может потерять Россия, если Гуайдо при поддержке США и союзников сметет режим Мадуро? В ближнесрочном периоде это будет потеря инвестиций, сделанных «Роснефтью» в венесуэльские месторождения, а также в иные проекты. Можно точно позабыть про то, чтобы использовать эту латиноамериканскую страну в качестве военного плацдарма против США, поэтому показательные полеты "Белых лебедей" так и станут "лебединой песней" подобного военного сотрудничества.
В долгосрочном периоде в случае прихода к власти Гуайдо Венесуэла с помощью западных инвестиций может вернуться полноценно на рынок нефти, выдав дополнительные объемы добычи, что приведет к падению цен на «черное золото». Для российского бюджета подобные перспективы чреваты серьезными проблемами.