«Глупая старость так же жалка, как трусливая юность" (Гамлет, принц датский).
Старость надо уважать? А за что? За то, что она человека превращает в немощного и беспомощного? Никого не жалеет! А человека в старости уважать надо. Нелегко ему, бедолаге… Последние годы жизни – трудные годы, что и говорить. Такой человек нуждается в постоянной нашей поддержке и понимании, а часто и в сочувствии.
Обычно, человек, достойно проживший жизнь, достойно встречает и старость. Уважаю таких!
Но бывает и по-другому.
Когда я поступала в свой институт, декан нашего факультета сказал: «Да вы знаете, кто у нас преподаёт? Сам профессор Н-ский! Это же светило!» Когда спрашивают об этом профессоре прошлых выпускников, то непременно слышат в ответ:
- О! Это же талантище!
- Да, нам повезло быть его учениками!
- Это же человечище!
А как отвечаем мы, если у нас спрашивают? Совсем по-другому!
- А… Это тот маразматик? – отвечаем мы.
Так почему бы этому талантливому профессору и не сохраниться в памяти «человечищем»? Что заставило его в свои 80 лет ходить на работу? Причём, зная, что пользы от него никакой! Где же окружающие его и любящие близкие люди? Почему не настояли на том, чтобы он оставил работу? Не знают, что над ним откровенно смеются? Не думаю!
Хорошо знаю женщину, замечательную преподавательницу русского языка и литературы. Достигнув в 90-е годы пенсионного возраста, она ушла из школы. Но работать не перестала. В то время, пенсию работающим не платили. Был такой период. Сохранялась пенсия только определённой категории граждан, в том числе преподавателям сельских школ. Вот и решила молодая пенсионерка поработать в сельской школе. Каждый день ездила на автобусе в близлежащее село. Представляю, как радовались там руководители школы и родители учащихся! Отхватить такого учителя!
Но шли годы… Ах, эта старость! И тут она!
Уже и всем работающим стала сохраняться пенсия, можно бы и не ездить в село. Но городские школы её на работу не брали. Возраст. Да и нехватки преподавателей не наблюдалось.
Вот, тут бы и уйти с работы моей знакомой! Так нет же! Продолжала ездить! А на вопрос, почему она работу не бросит, отвечала: «Так деньги же нужны! Надо дочерям помочь!» И ни она, ни её дочери не задумываются над тем, а какую же пользу она приносит школе, ученикам?
Все знают нашего Штирлица. Когда хотят подчеркнуть мужскую красоту, часто говорят: «Он, как Штирлиц!» Да, Вячеслав Тихонов в этой роли идеальный мужчина! И как жаль, что наш кинематограф сохранил в нашей памяти и другого Тихонова.
Мы привыкли считать, что старость - это пора достойной мудрости. Но сейчас мы видим, что старость может быть другой - это падение в детство в сочетании с глупой напыщенностью и страхом утраты популярности. Гамлет был прав.
Смотрю на нашу самозваную Примадонну и диву даюсь. Жалость - это даже не то чувство, когда смотришь на молодящуюся бабушку нашей эстрады, впавшую в старческое слабоумие от надежды на то, что её вид и поступки способны вернуть к ней интерес. Жалости нет. Есть только презрение.
Существует легенда, что Мерлин Монро инсценировала свою смерть, чтобы сохраниться в памяти её поклонников не тронутой старостью. На самом деле, согласно этой легенде, она прожила ещё долгие годы под другим именем. Так это или не так, не знаю. Но, думаю, что такое исключать нельзя.
Вот я и думаю, старость – это плохо. Но… Каждый надеется дожить до неё. Так что, о старости будем знать не понаслышке.
Но как же её встретить достойно?