Найти в Дзене

Как Япония меняет подход к оплате труда, борясь за первенство в мире

Оглавление

Япония стремительно превратилась из технически отсталой страны, производящей низкокачественный ширпотреб, сто лет назад в одну из крупнейших экономик мира сейчас. Японские товары сегодня это синоним качества, долговечности и технической продвинутости.

Большую роль в развитии страны сыграло то, как японцы подходят к оплате труда. Долгие годы главенствовала так называемая "система пожизненного найма". Однако в последние годы от нее начинают отказываться.

Почему это происходит и что приходит на смену?

Эпоха тотальной стабильности

Большую лепту в японское экономическое чудо внесла система пожизненного найма. Суть ее в том, что сотруднику гарантировался стабильный рост в компании на протяжении всего времени работы. Причем если бы сотрудник решил перейти в другую компанию, то там пришлось бы вновь начинать со стартовой позиции (за редкими исключениями типа высоких руководящих должностей). В этом-то и заключается пожизненность - гораздо выгоднее работать в одном месте, а не метаться в поисках лучшей жизни.

Изъяном этой системы было то, что индивидуальные способности сотрудников совершенно не учитывались. Каждый начинал с одинаковой зарплатой и с течением времени она прогнозируемо росла. Нередко это приводило к тому, что бестолковый, но более старый сотрудник получал в разы больше гораздо более смышленого, но более молодого работника. В общем, классическое "он начальник, а я дурак", но в более формальном варианте.

Беспрекословное подчинение начальству является одним из краеугольных камней в традиционных японских компаниях. Начальники часто злоупотребляют этим, а подчиненные должны молчать и извиняться.
Беспрекословное подчинение начальству является одним из краеугольных камней в традиционных японских компаниях. Начальники часто злоупотребляют этим, а подчиненные должны молчать и извиняться.

Главным плюсом такой системы найма была ее прогнозируемость и стабильность. Она и сейчас имеет множество проявлений. Например, каждый год с 1 июня студенты последних курсов начинают ходить по собеседованиям в поисках будущей работы. 1 октября они начинают получать предварительные приглашения на работу. А 1 марта начинаются наборы новых сотрудников (соответственно, это те, кто принял осеннее предварительное приглашение).

В Японии учебный год в школах и университетах начинается в апреле и кончается в марте
Студенты начинают ходить по собеседованиям за год до окончания вуза. Это очень формализованная процедура: что надевать, как сидеть, куда ставить сумку, как отвечать на вопросы - все это строго прописано и за малейшее нарушение можно вылететь. По сути, требуется, чтобы студент полностью стер свою личность и стал таким же как все.
Студенты начинают ходить по собеседованиям за год до окончания вуза. Это очень формализованная процедура: что надевать, как сидеть, куда ставить сумку, как отвечать на вопросы - все это строго прописано и за малейшее нарушение можно вылететь. По сути, требуется, чтобы студент полностью стер свою личность и стал таким же как все.

Система очень простая и четкая. Пришла весна, выпустилась новая порция студентов, ковш индустрии зачерпнул себе свежей крови. Каждому новичку назначают зарплату в районе 200 000 иен (около 120 тысяч рублей) с перспективой роста. А в качестве бонуса - растущая с годами лояльность сотрудника к компании. Работает как часы. Точнее, работало...

Время перемен

Рождаемость в Японии находится на низком уровне и количество населения снижается. Это приводит к тому, что рабочих мест становится больше, чем требуемых специалистов. Сейчас это 1,62 рабочих места на человека, что стало максимумом за последние 44 года. Другими словами, люди могут сами выбирать среди компаний, куда бы устроиться.

В таких условиях наиболее прогрессивные компании ищут способы понравиться соискателям. Они начинают использовать гораздо более гибкие практики найма новых сотрудников. Особенно это актуально для технологических компаний и электронной коммерции.

Среди компаний, использующих современные практики найма, такие гиганты как Rakuten, SoftBank и Line Corp. Возраст и стаж работы на одном предприятии уходят на второй план, а центральное место занимают способности конкретного кандидата.

Компания Mercari, разработавшая крупнейшую японскую площадку розничной торговли, которая помогает встретиться продавцам и покупателям, начала нанимать студентов прямо во время учебы. Даже студенты вторых и третьих курсов имеют все шансы начать работать в компании как полноценные сотрудники. Также существует программа Mergrads, направленная на выпускников и позволяющая им отточить свои умения во время стажировок на реальных задачах.

Из рекламных материалов программы стажировок Mergrads. Mercari - современная прогрессивная компания. Как видим, отношение к будущим подчиненным и атмосфера в компании серьезно отличаются от классических японских корпораций.
Из рекламных материалов программы стажировок Mergrads. Mercari - современная прогрессивная компания. Как видим, отношение к будущим подчиненным и атмосфера в компании серьезно отличаются от классических японских корпораций.

Компания CyberAgent Inc также отказалась от унифицированного ежегодного найма и составила комплексную зарплатную сетку, позволяющую привлекать наиболее квалифицированные кадры. Предлагаемые стартовые зарплаты для IT-инженеров варьируются от 4,5 миллионов (2,7 млн рублей) до 7,2 миллионов иен (4,3 млн рублей) в год.

С помощью этого подхода предприятие надеется конкурировать с другими компаниями, которые также ищут новых сотрудников, предлагая им привлекательные зарплаты. Из-за этого в CyberAgent новый сотрудник может получать больше того, кто уже проработал в компании несколько лет.

Для западной системы в этом нет ничего удивительного, ведь естественно, что более способные и квалифицированные сотрудники должны получать больше. Но для Японии такой подход в новинку.

Неравномерное распределение

Для бизнеса очевидна необходимость более гибко подходить к найму сотрудников, чтобы оставаться конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынке. Но слом старой системы и переход на новую является сильным социальным потрясением.

Пока что в традиционных японских компаниях сильны старые устои, а улицы Токио полны офисными работниками в одинаковых черно-белых костюмах. Но заметны новые тенденции...
Пока что в традиционных японских компаниях сильны старые устои, а улицы Токио полны офисными работниками в одинаковых черно-белых костюмах. Но заметны новые тенденции...

Старший экономист Японского исследовательского института Хисаси Ямада выражает беспокойство: "Это вызовет неравномерное распределение среди работников, каждому будет доставаться разное количество работы, и те, кто будет чувствовать себя в стороне от дел компании, потеряют мотивацию".

Таким образом, Япония вступает в новую эпоху, когда нужно гибко подходить к набору кадров с учетом особенностей рынка труда, но в то же время внимательно следить за условиями внутри компании, чтобы не было сильных перекосов и все сотрудники действовали наиболее эффективно.