Найти тему

Хитрый стартап Dosh получил 44 миллиона долларов на раздачу денег населению

Как известно история развивается по спирали. И иногда кольца этой спирали бывают довольно прибыльными, особенно с учетом короткой памяти современного человека.

В 1995 году вышла книга основателя Microsoft Билла Гейтса «Дорога в будущее» (The Road Ahead). В этом разошедшемся тиражом 2.5 миллионов экземпляров труде, среди прочего, была инновационная на момент публикации идея: в эпоху интернета пользователи должны участвовать в доходах наживающихся на них компаний, и, в частности, получать деньги за просмотр рекламы.

Тут же появились десятки стартапов, воплощающие идею в жизнь. Как правило, все сводилось к приложению, демонстрирующему незакрываемое окно с рекламой, по итогам любования которой человек получал некоторую сумму. Идея была на первый взгляд неплохой, однако на практике люди быстро научились скрывать баннеры незаметно для программы, а также запускать десятки копий приложения на одном ПК. Появились и простенькие программки, имитирующие пользовательскую активность – перемещение курсора и открытие окон браузера (вкладок тогда еще не было).

В итоге все, абсолютно все стартапы не взлетели. И взрыв пузыря доткомов в начале 2000 годов похоронил идею окончательно. Ну, как тогда казалось.

Но прошло всего-то четверть века, и идея вернулась в практически неизменном виде. Стартап Dosh заявляет, что люди должны зарабатывать на своих персональных данных. Дескать, надо просто отдать их Dosh, а он продаст данные производителям товаров и услуг. Те, в свою очередь, щедро заплатят за них напрямую потребителям, и всем станет хорошо.

На своем сайте Dosh устами гламурных блогеров и «простых пользователей» напирает на удобство сервиса («ничего делать не надо, просто введи свои данные и номер карты») и щедрые выплаты. А последние действительно удивляют: в одном из примеров говорится о выплате $75 с потраченных на выпивку $1100. 7%! Это очень недурно даже по российским меркам, а по американским просто сказка какая-то. Причем выплаты-то идут не баллами и не тугриками, а реальными деньгами. Также Dosh платит по 5 долларов за каждого привлеченного в сервис друга.

И возникает вопрос – за счет чего такая щедрость? Маржинальность бизнеса в развитых странах невысока, и «откатывать» столько простым смертным никто позволить себе не может. Тем более, поверх выплачиваемых сумм есть еще затраты на обработку и переводы. А если снизить суммы выплат, пользоваться Dosh будет совсем не интересно. Тупик же!

Тем не менее, проект привлек достаточно щедрые инвестиции в размере 44 миллионов долларов, причем среди вложившихся гранды, типа PayPal. Куда они смотрят – не очень понятно. Возможно, на пользовательскую базу: Dosh в прошлом году выплатил $50 млн. кэшбэка, и число участников программы также исчисляется миллионами.

Но это же очевидный путь в никуда, коллеги. Да, раздавая бесплатные деньги, можно привлечь большую толпу. Но деньги однажды заканчиваются, и толпа тут же уходит. Если только у основателей стартапа что-то останется от щедрых инвестиций.

Желаем и вам таких же добрых и рисковых инвесторов с короткой памятью. Вот только пусть идеи будут более долгоиграющими.

Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на наш канал в Telegram!