Владельцы салонов красоты и тату-студий видят три способа не остаться без специалистов: создать комфортные условия работы, вкладываться в развитие и обучение, привязывать к себе мастеров высокой зарплатой или условиями договора. Мы выяснили, что из этого лучше работает, а ещё спросили мастеров, что они сами об этом думают.
Больше лайфхаков для вашего бизнеса
Создать условия для работы
Владельцы студий уверены, что для комфортной работы сотрудников важно поддерживать внутри коллектива благоприятный климат.
Основатель петербургской сети тату-студий Денис Васюков считает, что всё должно строиться на взаимных интересах и уважении. «Если в команде возникает напряжение, то нужно переместить его инициатора в другую студию или, может быть, вообще уволить. Мастера татуировки — не менеджеры и не бизнес-команда. Каждый делает свою индивидуальную работу, поэтому важно понимать и учитывать, что ты работаешь с художниками и к каждому нужен свой подход».
Слова Дениса подкрепляет его опыт. В четырёх студиях татуировки Baraka работают двадцать восемь мастеров. Штат татуировщиков здесь самый многочисленный в городе. А у самого основателя сети — десятилетний опыт управления и руководства. Возможно, именно тёплые отношения с мастерами помогли Денису построить устойчивый бизнес.
Необходимость уважительного отношения к мастерам подтверждает и Дмитрий Мартюшев, владелец студии татуировки «Дело Джедая» в Перми: «Если у мастера появляются какие-либо сложности или его беспокоит организация или оплата труда, то лучше разбираться локально и персонально. Мастер должен понимать и чувствовать, что он для студии — не машина для зарабатывания денег, а часть семьи. Ибо клиенты идут не в студию — идут на мастера».
Но такой подход разделяют не все предприниматели, с которыми мы общались. Создательница московского салона красоты BEAUTY MANUFACTURA Анна Серикова уверена, что расслабленная, панибратская атмосфера может негативно сказаться на продуктивности мастеров: «Человек, который открывает салон, всегда должен держать уровень руководителя, потому что, когда мастер почувствует, что ты находишься с ним в каких-то приятельски-дружеских отношениях, то всё, пиши пропало, они переходят все рамки и идут по бездорожью».
Анна подчёркивает, что если в салоне не соблюдаются условия труда в рамках Трудового кодекса и здравого смысла, то никакими способами мастеров не удержать. Так, в каждом салоне должна быть комната отдыха, где мастера смогут перевести дух, пообедать, зарядить телефон и подготовиться к выходу на смену.
Мнение мастера. Практикующий тату-мастер Любовь Новиченкова из Сочи уверена, что единственное, чего руководитель точно не должен делать, так это грубить своим сотрудникам. «Никому не захочется работать в студии, где тебя унижают, порицают и считают некомпетентным. И это касается не только прямых оскорблений, но и игнорирования просьб и предложений сотрудников. Условно говоря, у меня модули использованные, мне нужно их скидывать в тару для отходов класса B. Владелец говорит: „Да без проблем!“, а потом просто забивает. Проходит неделя, и вся студия постепенно превращается в помойку, на которой не соблюдаются санитарные нормы».
А помните, какой негатив у Илоны Янайтис вызвало отсутствие в флагманском салоне красоты сети «Персона» отдельной комнаты отдыха для мастеров? Но, кажется, она тогда смогла найти решение. Пересмотрите тот самый эпизод шоу и узнайте, что она придумала.
Организовать развитие и обучение сотрудников
Мастер заинтересован в собственном развитии не меньше, чем владелец студии. Поэтому перспектива постоянного профессионального роста может стать одним из поводов остаться на вас работать.
Но не всё так просто. Создательница московского салона красоты 7 Dolls Мария Кочетова считает, что любое обучение сотрудников должно соответствовать ценностям салона. «Обязательно необходимо ставить командные цели, поощрять взаимовыручку и развитие. Для мастеров обязательны курсы повышения квалификации минимум дважды в год, потому что бьюти-индустрия не стоит на месте и сильно развивается в России и СНГ. Условия обучения каждый руководитель устанавливает свои, тут главное — договориться».
Даже умелый мастер с большим опытом должен постоянно быть в курсе технических новинок своей сферы и уметь использовать новейшие технологии ухода за телом и волосами. Если у салона большая загрузка и нет возможности отправить мастеров на курсы повышения квалификации, то можно пригласить преподавателей в салон, как это происходит в BEAUTY MANUFACTURA. «Когда мы вводим новые продукты, то вызываем технологов для обучения мастеров. Происходит это обычно раз в два месяца и позволяет постоянно расширять компетенции сотрудников», — рассказывает Анна Серикова.
Тренинги не только дают мастерам возможность развиваться, но и могут разнообразить их труд и дать им дополнительную мотивацию. Об этом не понаслышке знает Дмитрий Шиванов, владелец московского барбершопа die Apotheke: «Старайтесь не вводить мастера с хорошей записью в состояние рутины, иначе он, сам того не замечая, зачахнет и „сдуется“. Главное — это быть в теме. В нашей профессии обучение — очень приоритетная задача. Прокачка в одной технике позволит создать добрую конкуренцию внутри коллектива, а следовательно, дополнительно его сплотить. Каждый будет вкладываться и делиться своим временем и энергией, а такой единый коллектив намного сильнее, чем разобщённые мастера, которые ходят на работу только ради заработка. Обучение даёт энтузиазм и истинную силу развития».
У каждого предпринимателя свой способ обучения сотрудников. Например, Анатолий Бабаян, владелец студии One Percent Tattoo, проверил умения мастера-новичка на себе. К чему это привело, смотрите в эпизоде шоу «Теперь я босс! Своего дела».
Мнение мастера. Любовь Новиченкова убеждена, что полезным может быть не только совместное обучение, но и групповая презентация своих навыков: «Хороший путь для развития — регулярное участие в конвенциях, особенно если студия новая. Даже если вы ничего не выиграете, то сам дух соревнования очень сильно сплотит коллектив и позволит всем круто провести время. Также можно приглашать в студию мастеров уровнем повыше, чтобы происходил обмен опытом».
Мотивировать оплатой и условиями договора
Причиной ухода мастера могут стать разногласия с руководителем по поводу оплаты труда. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда сотрудники работают без официального договора. Подобное распространено в тату-студиях и небольших салонах красоты и может негативно сказаться на условиях работы мастеров, находящихся в незащищённом положении.
В большинстве салонов красоты мастера получают от двадцати до сорока процентов от стоимости услуги в зависимости от квалификации. В салоне премиум-класса, таком как BEAUTY MANUFACTURA, официально трудоустроенный мастер, работая по графику 2/2, может получать сто тысяч рублей в месяц. Анна Серикова придерживается мнения, что все мастера должны быть оформлены официально, так как это позволит избежать возможных проблем с налоговой и другими надзорными органами, а также тонизирует коллектив за счёт системы штрафов, прописанных в трудовых договорах.
У Дмитрия Шиванова противоположная точка зрения. Предприниматель уверен, что ни одно юридически оформленное соглашение не имеет такой силы, как авторитет начальника: «Лично для меня все эти договоры — фигня. Мне не нравится поддерживать отношения таким способом. Привязывать никого не нужно, ребята сами никуда не захотят уходить, если ты нормальный управляющий и ведёшь свою команду к успеху».
Одним из способов удержать мастера от резкого ухода может стать система депозитов, которая используется во многих московских салонах красоты. Работает эта система по следующему принципу: при трудоустройстве мастер вносит в кассу сумму депозита (средний депозит по Москве — две тысячи рублей), или эта сумма удерживается с его первой зарплаты. Если по каким-либо причинам мастер не выходит на работу и срывает запись, то депозит переходит к салону. То же самое происходит, если мастер решил уволиться и уйти, не отработав положенные смены. Если же все обязательства перед салоном выполнены, мастер получает деньги в кассе перед увольнением и спокойно уходит.
«К сожалению, деньгами никого не удержишь — всегда найдётся салон, который пообещает больший процент», — сетует Мария Кочетова. «Оказавшись в такой ситуации, мастер останется лишь в том случае, если ценит салон и команду. Я встречала мастеров, которые не могли уйти из своих салонов ко мне, потому что там у них было принято два-три раза в неделю после работы идти в бар. Да, контингент моих клиентов лучше, заработок у меня выше, работа интереснее, но у нас более рабочая атмосфера и алкотрадиций нет».
Мнение мастера. Рассказывает Любовь Новиченкова: «Порой жадность заставляет людей вести себя неадекватно. Допустим, мастер договорился с владельцем работать семьдесят на тридцать, где тридцать процентов уходит в пользу студии. Это вполне адекватные условия. Но представим ситуацию, что владелец начинает экономить на расходных материалах, не выполняет свои обязательства и вообще в ультимативном порядке сообщает, что теперь они будут делить доход в соотношении шестьдесят на сорок. В таком случае коллектив мастеров вполне может подавить жадного хозяина. Но это возможно только в действительно сплочённой команде, члены которой держатся друг за друга и не боятся отстаивать свои профессиональные интересы. Главное, что должен помнить владелец: студия без мастеров — пустые стены».
Как расставаться, чтобы не потерять клиентскую базу
Главный урон, который может нанести студии уволенный мастер, — забрать с собой наработанную клиентскую базу. Для того чтобы сократить возможные убытки, владельцы салонов используют несколько хитростей в организации труда.
- Дмитрий Шиванов придерживается точки зрения, что необходимо иметь как можно больше мастеров-универсалов: «Не нужно быть зависимым от мастеров! Если у тебя все ребята работают в одной технике и методологии, то потеря одного не сильно скажется на оттоке клиентов. Они с лёгкостью могут пойти к другому, не боясь за результат. А если мастера набраны из разных мест и работают в разных техниках, то часть клиентов непременно уйдёт за покинувшим студию мастером».
- Анна Серикова уверена, что для владельца не выгоден пиар отдельных мастеров: «Я знаю салоны, которые выбирают одного своего мастера, вкладываются в него и даже делают ему отдельный аккаунт в Инстаграме. Всё это заканчивается тем, что мастер собирает свою клиентскую базу, наработанную в вашем салоне, машет вам ручкой и уводит этих клиентов, совершенно без каких-либо угрызений совести живя дальше и обслуживая своих клиентов на дому за две тысячи рублей».
- Мария Кочетова считает, что промежуток времени между решением об увольнении и прощанием с мастером должен быть максимально коротким: «Если уже были предприняты все меры, чтобы не допустить расставание с мастером, и ничего не сработало — окей, прощаемся. И никаких отработок, без задержек, прямо бегом собираем вещи и провожаем из салона этого мастера навсегда. Чем больше времени он проведёт в салоне в качестве „уволенного“, тем больше натворит бед: испортит рабочую атмосферу, прихватит с собой имущество салона или других мастеров, пристанет к клиентам или даже украдёт базу».
Если у мастера всё же получилось увести часть клиентского потока, то необходимо понять, что в этой ситуации виноват сам руководитель. Предотвратить потерю базы можно двумя способами: соблюдать жёсткие правила контакта мастеров с клиентами и продвигать в глазах клиентов ценность самого салона. Первое обеспечивается постоянным присутствием в салоне администратора и управляющего, не допускающих возможности «левака»; ключом к второму может стать комплексность и разносторонность оказываемых салоном услуг, полный спектр которых не сможет предоставить отдельный мастер.