Почему владение и управление недвижимостью в России – не одно и то же? Почему все, что связано с коммунальными услугами у нас в стране так сильно коррумпировано, непонятно и сложно?
В нашей стране управлять многоквартирным домом может или управляющая компания, или ТСЖ – товарищество собственников жилья. Несмотря на все скандалы, связанные с кражей денег управляющими компаниями – таких структур все равно намного больше, чем ТСЖ.
Почему? Ведь нет ничего сложного в том, чтобы собраться во дворе, объединиться, выбрать председателя ТСЖ, помощников ему и проголосовать, чтобы зафиксировать все эти действия документально. Однако выясняется, что это просто только на словах и в теории.
Во всем мире понятия «купить квартиру» и «управлять недвижимостью» - две вещи нераздельные. Но только не у нас. У нас человек покупает квадратные метры, а не среду проживания.
Отсюда и все ссоры с соседями из-за позднего (или раннего) шума, курения на лестничных клетках и прочее.
Наши люди почему-то не понимают, что покупая квартиру в многоквартирном доме – ты становишься его частью, частью этого многоподъездного улья, где хочешь – не хочешь, а надо уважать и как минимум – замечать – тех, кто живет рядом.
Поэтому у нас считается нормальным делать в своей квартире все, что хочется – я же собственник! Отсюда и дикие перепланировки, после которых ванна с гидромассажем проваливается к вам в детскую, взрывы газа – «подумаешь, я просто домой баллон принес, я натяжными потолками занимаюсь» и прочее.
Проблема добрососедства в России огромная. Фактически термин «добрососедство» стал формироваться лишь недавно. Нет, конечно, есть дома с прекрасными подъездами, где на подоконниках цветочки, все чисто и аккуратно. Просто, как правило, это небольшие дома (пятиэтажки), где каждый жилец знает друг друга в лицо, поэтому мусорить и откровенно гадить – как-то стыдно, неловко.
Но все же проблема владения жильем и его управлением немного шире и не сильно привязана к высоте и масштабу дома. (Хотя отчасти закономерность есть: в маленьких домах люди более сплоченные как раз из-за того, что все знают друг друга). Помните слова профессора Преображенского? Разруха начинается не в клозетах, а в головах.
Даже в многоквартирной высотке можно жить, уважая друг друга, можно создать ТСЖ и управлять своим домом ответственно.
Но с советских времен у нас в головах заложено: все, что не мое – общее. А раз общее, то пусть кто-то другой этим всем и занимается.
Потом мы удивляемся, что соседи паркуются на детских площадках и клумбах – так они ничьи, а значит, можно! Что стены в подъездах разрисовываются, захватываются части тамбура, парковочные места во дворе и прочее.
У людей нет понимания, что дом – это общедомовое имущество, вся территория, которая относится к дому – принадлежит всем собственникам, а не «кому-то там» или исключительно одному человеку.
Именно поэтому у нас так мало ТСЖ и так много управляющих компаний, которые плохо делают свою работу, воруют деньги. Но владельцам жилья в многоквартирных домах проще закрывать на это глаза, чем брать на себя ответственность, тратить на решение проблемы свое личное время. Мы хотим жить, как в Европе, но делать для этого ничего не готовы. Поэтому клумбы у подъездов – огромная редкость, как и чистые полы на лестничных клетках. («Я плачу деньги – пусть мне сделают!»)
Этим безразличием и пользуются застройщики, они-то давно поняли, как прибыльны свои – карманные УК! Поэтому и «сажают» после сдачи дома в эксплуатацию сразу свою УК.
Да, конечно, УК можно поменять, но много ли таких примеров вы знаете? Ведь это же надо собраться, включиться, проголосовать – словом, потратить свое личное время.
Напоследок цитата эксперта рынка недвижимости: «Для застройщиков элитного жилья, для которых важен имидж комплекса, качество его содержания является одним из оснований для продажи следующих своих проектов. Специфика элитного жилья и жилья бизнес-класса заключается в том, что здесь продаются не просто площади для проживания, а стиль жизни. Понятно, что эксплуатация здесь играет заметную роль, поскольку обеспечивает уровень этого самого стиля жизни. Застройщики массового сегмента продают «крышу над головой». Здесь поддержание уровня стиля жизни избыточно».