Конец года и начало следующего — традиционное время для выдвижения гипотез о дальнейшем развитии ситуации. Как эксперты по стратегическим сессиям предлагаем вашему вниманию и наш собственный авторский прогноз.
Люблю задавать окружающим следующий вопрос: «Какой у вас прогноз на следующий год?». Экономический, политический, научно-технический, международный, и т. п. Куда пойдет ситуация? Вбок и вверх? Вбок и вниз? Назад? Основной ответ, который слышишь от людей, таков: «Ничего не изменится». Что бы ни происходило, люди в основной своей массе не ожидают никаких принципиально новых событий. Человечество определенно не ждет «черных лебедей»!
Но иногда слышишь и более интересные ответы. Некоторые пускаются в рассуждения о предполагаемой цене на нефть, о курсе доллара, о готовящихся новых законах, о санкциях, о ситуации на конкретных рынках и в конкретных отраслях.
Британский журнал The Economist ожидает возможного окончания периода роста и начала рецессии в Америке, «Брекзита» в Европе, а также треволнений в Китае в связи с наступлением в новом году ряда щекотливых революционных годовщин («движения 4 мая» 100 лет назад и «бойни на площади Тяньаньмэнь» 30 лет назад).
Газета «Ведомости» провозвещает в новом году окончание войны в Сирии, а также возможный импичмент президента Трампа в Америке.
Народный артист Семен Слепаков язвительно поет: «Это был тяжелый год. Был он тяжелей чем тот. Неожиданно нам всем много он принес проблем. Но приходит новый год. Он нам счастье принесет. И я верю через год дружно скажет наш народ: "Это был тяжелый год. Был он тяжелей чем тот…"».
Ведущий политолог и главный российский оптимист Екатерина Шульман в своем новогоднем обращении предрекает обращение зла в «труху» и говорит в конце: «Ничего не бойтесь».
Но самый интересный ответ на вопрос о том, как будет развиваться ситуация в наступившем году, я услышал от своего коллеги Наиля Валеева.
«Я пришел к выводу», — сказал Наиль, — «Что общие тренды на нас никак не влияют».
Вот к чему, оказывается, приводит практика интенсивного стратегического консалтинга. Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития», проведя более сотни стратегических сессий и проектов в компаниях из более чем 20-ти различных отраслей, разучились уважать внешнюю среду. Как говорит мой коллега Евгений Печёрин, «стабильность» вовсе не означает, что у всех все стабильно: «стабильность» означает, что 50% компаний растут, а 50% падают. «Кризис» вовсе не означает, что у всех кризис: «кризис» означает, что, например, 30% компаний растут, а 70% падают. Растешь ты или падаешь — это конкретно твой вопрос, а не предуказание свыше.
«Экономика», «внешняя среда», «общество» — это все абстрактные понятия, умозрительные конструкции. Покажите мне пальцем на «экономику», на «внешнюю среду», на «общество»! Этих вещей не существует в поле нашего восприятия. Это понятия примерно такого же ранга как и «средняя температура по больнице». Попытки огульных обобщений, за которыми стоят эфемерные действительности.
Вот такая профессиональная деформация личности, коллеги.
Внешняя среда никак на нас с вами не влияет.
Вот такой вот прогноз, друзья.
Прогноз следующий: «Прогноз не имеет значения».
Алексей Пан