Чтобы у третьеклассников получались хорошие сочинения, они должны уметь правильно строить все типы предложений, обладать более богатым словарным запасом по сравнению со второклассниками. Разумеется, объем у сочинений это уже не 5-10 предложений, а все 15-20. К чистоте жанра требований не предъявляется, у младшеклассников это, как правило, смешанные сочинения, но в структуре уже должны прослеживаться начало, основная часть и выводы. В 3-м классе впервые появляется сочинение-отзыв на прочитанную книгу. Количество сочинений тоже увеличивается, а самостоятельное сочинительство за рамками школьной программы только приветствуется - ведь это наилучшая тренировка письменной грамотности. К тому же детям в этом возрасте уже начинает нравится сочинять и записывать рассказы.
Вот какие темы могут заинтересовать детей в третьем классе:
- Новые школьные правила. Представь, что каждому ученику предложили придумать какое-то правило для школы, но только одно. Какое правило придумал бы ты? Как бы оно изменило жизнь в школе?
- Путешествие по щелчку. Представь, что ты можешь попасть в любое место на свете по одному лишь щелчку пальцами. Куда ты отправишься и почему именно туда?
- Семейные сказки. Родители наверняка рассказывают тебе об историях из своего детства. Но что, если они рассказывают не всё? Что, если у родителей есть какие-то сказочные истории, о которых они не хотят рассказывать? Например, мама не просто мама, а фея из волшебного леса, а папа был заколдованным драконом?.. Как думаешь, есть у твоей семьи такая сказка?
- Ты - герой книги. Если бы ты мог попасть в мир литературных произведений, то в какую книгу ты бы отправился и каким персонажем решил бы стать? Почему ты выбрал именно его?
- Близнецы. Представь, что у тебя есть близнец. Расскажи, насколько интересной стала бы твоя жизнь? Какие шалости и розыгрыши вы устраивали бы с друзьями и в школе?
- Жизнь Несси. А теперь представь, что ты Лохнесское чудовище. Каково это - жить в глубине озера, когда тебя все вокруг боятся и мечтают поймать? Как ты живешь? Как проходят твои дни?
- Потерянная вещь. Ты терял когда-либо что-нибудь важное? Что это было? Расскажи о своих чувствах в этот момент. Нашел ли ты потерянное?
- Мой идеальный день рождения. Все мечтают об особенном дне рождения. Какой он для тебя? Расскажи, как бы ты его хотел провести, с кем, куда отправиться? Кого бы позвал и какие развлечения были бы на празднике? А какие подарки?
- Добрый поступок. Представь, что ты можешь совершить совершенно любое доброе дело. Что ты сделаешь? Кому поможешь?
- Быть другом. Что значит - быть хорошим другом? Можешь ли ты сказать про себя, что ты хороший друг? А у тебя есть такой человек?
- Старше или младше? Не все дети хотят поскорее вырасти. Некоторые мечтают оставаться детьми как можно дольше, а еще некоторые и вовсе хотели бы стать младше, чем они есть. А ты?
- Телефоны в классе. Как ты думаешь, это хорошо или плохо, что у каждого ученика есть телефон? Почему?
- Лучший питомец. Какое животное ты считаешь лучшим домашним животным? Назови три причины.
- Мое имя. Тебе нравится твое имя? Хотел бы ты его изменить? Хотя бы на время? Какое имя ты тогда выберешь себе? Почему именно его?
- Реальные супергерои. Супергерои встречаются в фильмах и комиксах. Но кого из реально существующих людей, по твоему мнению, можно назвать настоящим супергероем и почему? Это может быть кто-то из твоего окружения, из твоих знакомых или просто из всех людей на Земле, например, среди знаменитостей.
- Как победить лжецов? Бывал ли ты в такой ситуации, когда твоему другу про тебя говорили неправду, и он в нее верил? Или ты сам стал свидетелем лжи. Как ты себя повел или хотел бы повести в этой ситуации?
- Юный учитель. Вспомни что-то, чего ты еще не так давно сам не умел или не знал. Например, не умел завязывать шнурки или не знал таблицу умножения. Но теперь ты отлично с этим справляешься и можешь научить кого-то, кто еще не умеет. Представь себя в роли юного учителя. Чему бы ты мог научить младших?
- Любимый праздник. Какой праздник твой самый-самый любимый? Как ты его ждешь? Как к нему готовишься? Всегда ли он проходит так, как ты хочешь? Бывало ли тебе грустно в твой любимый праздник? Будет ли он всегда долгожданным и ярким?
- Письмо няне для питомца. Вся семья уезжает на каникулы и оставляет домашнего питомца дома. Напиши записку человеку, который будет приходить кормить и выгуливать животное, о том, как за ним правильно ухаживать, что он любит, а что - нет, чтобы «няня» могла лучше заботиться о питомце.
- Мои домашние дела и заботы. У каждого есть свои домашние обязанности, за которые он несет ответственность. Расскажи о своих обязанностях. Может быть, ты не только мусор выносишь, но и сестру из садика забираешь?
- Мой любимый цвет. Какой цвет для тебя самый красивый? Самый любимый? Какие чувства и воспоминания он вызывает?
- Мой город. Расскажи что-то интересное и особенное о своем городе, о чем большинство, возможно, не знает. О неприметной скамейке в парке, например, к которой всегда прибегают белки. Расскажи о своем городе вымышленному другу из другой области или вообще из другой страны. Что самое главное в твоем городе? Что о нем нужно знать?
- История моего города. Можно рассказать не о достопримечательностях и уюте своего города, а о том, как он появился, или о том, кто в нем жил. Выбери любой интересный исторический факт и опиши его.
- Семейная традиция. Есть ли в твоей семье какая-то особенная уникальная традиция, которой нет ни у кого больше? Которую ты любишь и гордишься ею и даже заберешь в свою семью, когда вырастешь?
- Удивительные сумчатые. Сумчатые - необычные животные. Выбери какой-нибудь вид сумчатых животных и расскажи о нем так, чтобы одноклассники восхитились им или удивились ему тоже.
- Насекомое, которое меня впечатляет. Возможно, у тебя есть на примете удивительное насекомое. Расскажи о нем все, что тебя в нем восхищает или удивляет. Или шокирует!
- Бэт-сигнал. Речь не о том сигнале, который есть у Бэтмена. Речь про эхолокацию, которой обладают летучие мыши. Ты что-нибудь об этом знаешь?
- Герой комикса. Герои комиксов еще как достойны того, чтобы о них написали сочинение! Об одних только суперспособностях можно говорить часами! А о подвигах? А о любимой пицце? А о противостоянии со злодеями?
- Экстремальная погода. Взрослые думают, что дождь и ветер плохая погода. Да что они знают про плохую погоду! Расскажи им о гигантских торнадо или засухе в пустыне. Объясни их причину.
- Люди в космосе. Многие люди мечтают о космосе. Может быть, ты тоже? У тебя есть кумир среди космонавтов или ученых-астрофизиков? Расскажи о нем, чем он тебе запомнился, чему он учит? А может быть, ты хочешь поделиться мыслями о том, какое будущее ждет человека на Марсе или даже за пределами Солнечной системы? Может быть, ты сам хочешь отправиться в Космос?
- Мой любимый изобретатель. Каким скучным был бы наш мир без изобретателей! Ты знаешь кого-нибудь из них? Что он изобрел и зачем? Люди оценили? А сам ты хотел бы быть изобретателем? Что думаешь изобрести?
- Легенда. Наверняка, ты слышал уже много легенд. Например, про Атлантиду или снежного человека. Может быть, какую-то еще? Что думаешь насчет нее? Приведи аргументы за или против ее реальности.
***
Посмотрите еще темы для