Грязный салон и поврежденный багаж клиента – теперь за это будут наказывать и интернет-такси.
Заказывая такси через «UBER» и ему подобные приложения, пассажиры не всегда знают, что имеют дело не со службой такси, а с обычными водителями, заключившими контракт с интернет-агрегатором, который собирает поступающие заказы от клиентов и позволяет водителю «взять» тот, который его устраивает.
Именно поэтому в большинстве случаев интернет-службы такси отказываются рассматривать претензии недовольных клиентов. Грязный салон, хамство водителя, повреждение хрупких предметов при перевозке – все эти проблемы интернет-агрегатор рекомендует решать непосредственно с водителем машины или не заказывать такси через приложение вообще.
То есть либо миритесь с неудобствами, либо дозванивайтесь в зачастую перегруженные городские службы такси и рискуйте опоздать на поезд, самолет, важную встречу и т.п. И часто граждане, которым нужно срочно добраться в час пик из одной точки города в другую, выбирают первое. Как меньшее из двух зол.
Однако с этого года положение изменилось.
Не только посредник
Еще в прошлом году Верховный суд постановил, что интернет-агрегатор такси – это не только посредник между водителем и клиентом, но и одна из сторон договора о перевозке пассажиров и багажа, а значит, в качестве участника договора обладает не только правами, но и обязанностями.
Доказательством наличия договорных отношений в данном случае будут считаться рекламные объявления, информация на сайте, переписка сторон при заключении договора – то есть обстоятельства, которые позволяют добросовестному гражданину сделать вывод, что договор был заключен непосредственно с интернет-агрегатором, а водитель подъехавшего такси является исполнителем обязательств по перевозке.
Проще говоря, если пассажир обратился за услугой в компанию, значит, ей и отвечать. А значит, что «UBER» и ему подобные агрегаторы несут в том числе ответственность и за состояние салона машины, и за порчу имущества в процессе перевозки.
Кроме того, постановил Верховный суд, если пассажир обращается в компанию, и она ему в выплате полагающейся компенсации за ущерб отказывает, то в дело вступают положения закона «О защите прав потребителя», и кроме компенсации, которую с перевозчика взыщет теперь уже суд, клиент сможет получить и штраф в размере 50% от присужденной суммы за отказ компании выплатить компенсацию добровольно.
Роспотребнадзор не дремлет
С 1 января текущего года в силу вступает Постановление правительства №1536 от 14.12.2018 года, в котором сразу в несколько пунктов Положения о защите прав потребителей вносятся понятия «агрегатор информации о товарах (услугах)». В частности, в постановлении говорится о том, что интернет-агрегаторы теперь могут быть наравне с другими оказывающими услуги компаниями подвергнуты проверкам Роспотребнадзора, и что сотрудники могут запрашивать у компаний информацию и документы, касающиеся защиты прав потребителей.
Имея на руках соответствующий приказ, сотрудник сможет прийти в офис компании и поинтересоваться, где занимаются рассмотрением претензий клиентов, какие меры приняты для проверки факта жалобы клиента и т.п. – и при выявлении нарушений вынести предписания.
И если в течение года нарушения будут многочисленными или грубыми (например, повлекут за собой смерть или тяжелые травмы пассажиров), то интернет-агрегатора могут даже закрыть на основании обращения сотрудников Роспотребнадзора в суд.
Думается, что теперь интернет-агрегаторы будут тщательнее отбирать тех, с кем работать. А пассажирам такси советуем не бояться отстаивать свои права. Благо все законные основания для этого у них имеются.
© Закониус, 2019 г.