Корзинка с напастями, битое стекло и порванные струны, котик с окороком... Расшифровываем детали картины
Начнём с шутки - в центре этой обличительной и поучительной картины о жизни семейства не самых строгих правил голландский художник Ян Стен поместил самого себя. С себя он написал главу семейства, заигрывающего с горничной прямо за спиной у жены, которая, правда, сосредоточила свой взор вовсе не на супруге, а на бокале, в который льётся вино.
У голландцев есть такое понятие как "дом Стена" - неряшливое и шумное, суетливое семейство: Ян Стен часто писал такие сцены, сочетая юмор с нравоучением. Некоторые даже делали предположение о саморазоблачении: мол, Стен писал свою семью, свой быт - то есть и сам так жил. Против этой версии есть два аргумента. Во-первых, неряха и распутник вряд ли станет порицать неряшливость и распутство. Во-вторых, признаваться на картине, что при живой жене заигрываешь со служанкой, - совсем за гранью здравого смысла.
Тем более, что жену, отвлёкшуюся на вино, Ян Стен написал со своей собственной жены - Маргрит ван Гойен.
А мальчики с картины - сыновья художника: Фаддей щекочет уснувшую бабушку, а Корнелис переговаривается с нищим, заглядывающим в окно (всего у пары было семь детей). Тут напрашивается очевидный вывод: художник Ян Стен не был суеверным, раз не побоялся изобразить членов собственной семьи на картине, изображающей грехи и грядущую расплату за них (с указаниями на возмездие мы разберёмся ниже).
Беглого взгляда на картину достаточно, чтобы понять, что семья погрязла в грехах и пороках. Но художник нашпиговывает её ещё и деталями, чтоб мы уж точно не сомневались, что с этого семейства пример брать не стоит ни в чём.
Эта картина Стена - каталог человеческих грехов и пороков
Уснувшая за столом старушка символизирует лень.
Сомкнутые руки хозяина и служанки - это похоть, а бокал с вином - пьянство.
Стол с грязными тарелками и смятой скатертью символизирует грех обжорства.
Нога хозяйки стоит на Библии - это кощунство, святотатство.
Доска для нард - грех азарта.
Теперь обратимся к предостережениям и пророчествам
Лютня с порванными струнами - символ раздора, ссор.
Разбитое стекло и кошка, крадущаяся к окороку, пока хозяева заняты своими грешками, с одной стороны - просто яркое свидетельство того, в каком упадке этот дом. Но и символика здесь тоже зашифрована.
Битое стекло и упавшие карманные часы указывают на хрупкость и быстротечность человеческой жизни (вот сейчас веселятся, но глазом моргнуть не успеют, как окажутся там, где придётся отвечать за свои земные прегрешения).
А кошка, которая улучила момент, пока хозяевам не до неё, чтобы впиться зубами в окорок, - это, конечно, забавная сама по себе сценка. Но кошка может также символизировать поступь порока: стоит только человеку заиграться, отвлечься от мыслей о душе (наступить на Библию) - и пороки с грехами уже тут как тут. Увы, ещё со Средневековья у кошек в искусстве плохая репутация: они символизируют грехи, пороки, а то и самого дьявола.
Диалог мальчика с нищим отсылает к евангельской притче о богаче и Лазаре: когда умер богач, который "каждый день пиршествовал блистательно", и нищий, который так и не дождался милости под его воротами, богач оказался в аду, а нищий в раю.
Прямо над головами пирующих на картине висит корзинка, наполненная несчастьями. которые рано или поздно обрушатся на грешников.
Сама корзина символизирует судьбу.
Меч - справедливость, возмездие, наказание. Кружка и костыль - бедность. Колотушка - болезни (с помощью колотушки предупреждали о заразных болезнях). Пиковый валет - невезение.
Некоторые возразят: это всё искусствоведы придумали, а художник просто бардак нарисовал. Нет, не просто. В это время в Голландии у художников было принято писать картины-ребусы: даже каждый цветок в букете наделялся символическим значением. Картины покупали и вешали в своих жилищах повсеместно, даже не очень состоятельные горожане позволяли себе покупать живопись. Им нравился этот эффект "два-в-одном": развлекательная забавная сценка + необременительное нравоучение. А расшифровка символов была ещё и отличным развлечением, поводом для беседы после застолья: не забывайте, что в 17-м веке у людей не было ни кино, ни сериалов, ни интернета.