Это редкий, если не единственный случай в римской армии, когда легион потерял своего орла, но не был расформирован. Еще один связанный с этой боевой частью любопытный факт – она называлась Legio V Alaudae («Жаворонков»), но его эмблемой на щитах были слоны.
Необычна и история его создания. Пятый был образован в 48 году до н.э. Юлием Цезарем из старого испанского V и из трансальпийских галлов. «Варваров» зачислять в легионеры было запрещено, но великий Гай изящно обошёл этот закон, дав всем новобранцам римское гражданство. Так появился Пятый легион Жаворонков (опять-таки нехарактерно, ведь «alaudae» – галльское слово).
Пятый верно служил Цезарю и отличился в одной из последних битв гражданской войны – в сражении при Тапсе (на территории современного Туниса) в апреле 46 года до н.э.. Помпей уже погиб в Египте, но его сторонники были еще сильны, и в Северной Африке смогли собрать внушительную армию из восьми легионов (примерно 40 тысяч солдат), усиленных 60 боевыми слонами нумидийского царя Юбы.
«Жаворонки» так рвались в бой, что умоляли Цезаря поставить их напротив слонов. Он удовлетворил их просьбу и распределил легион по флангам, как раз против двух слоновьих частей. Легионеры Пятого доблестно отразили страшную атаку «танков древности», и фактически внесли решающий вклад в победу. Когда слоны повернули и начали топтать свою пехоту, исход битвы был предрешен.
За этот подвиг легион получил на свои щиты эмблему слонов. С битвой при Тапсе связан один прискорбный факт, который нельзя не помянуть. Победители перебили 10 тысяч желавших сдаться легионеров противника. Цезарь обычно прощал сдавшихся, есть предположение, что в этот момент у него был приступ эпилепсии, и он не мог предотвратить бойню.
После смерти Цезаря Пятый сражался на стороне Марка Антония, но в итоге перешел к Октавиану Августу и стал одним из его постоянных легионов (некоторые Август после победы распустил, уменьшил армию).
Легионного орла «Жаворонки» потеряли в 16 году. Они несли службу на Рейне, когда подверглись неожиданной атаке германских племен сугамбров, тенктеров и узипетов. По всей вероятности, двигаясь в спешке на перехват захватчиков, легион попал в засаду. Основные силы были сохранены, и войсковая часть во главе с наместником Марком Лоллием организованно отступила, но без своего aquila.
От расформирования Пятый спасло то, что германцы узнали о приближении главных армий во главе с самим Августом. «Варвары» быстренько запросили мира, вернули орла, дали заложников и ушли за Рейн. Но репутация легиона была уже «подмочена», такого в Риме никогда не забывали.
Далее его боевой путь продолжился на Нижнем и Среднем Рейне. Несмотря на «позорное пятно», легионеры всё равно стойко сражались и отметились победами над германцами-фризами и восставшими батавами Цивилиса. А в 86 году, как чуть позже и XXI Стремительный, Legio V Alaudae был порублен даками и больше уже не возродился.