Структура разведки Римской империи была сложной, разветвленной и выполняла много разных функций. Разведка именно римской армии была связана с общеимперской, а так же с местной разведкой наместников провинций, и подразделялась (если по современному) на «армейскую» и «фронтовую».
Первая – это первым делом конные разъезды. Они проверяли наличие врага поблизости, перехватывали вражеских агентов –лазутчиков и связных, добывали «языков». Армейскими шпионами были и mensores, пешие наблюдатели, которые контролировали перемещение врага.
Таковым довелось послужить римскому историку Аммиану Марцеллину, когда он вместе с товарищами несколько дней наблюдал продвижение армии персидского царя Шапура.
Ещё один вид разведчиков – exploratores. В их задачу входила разведка местности, удобных путей перехода армии, проверка на предмет вражеской засады, выбор места для очередного лагеря. Их часто использовали и как фронтовую разведку, то есть отправляли в глубокий тыл противника для сбора информации.
Роль фронтовых шпионов лежала на frumentarius. Буквальный перевод – «заготовщики хлеба», это было как бы их прикрытием. На самом деле под предлогом хлебозаготовок, фуража или под видом купцов они шли далеко впереди предполагаемого маршрута армии и собирали разведданные о военных возможностях противника, о богатствах и ресурсах страны вторжения, обычаях и традициях народа, его сильных и слабых сторонах.
Например, император Траян узнал о спрятанных на дне реки сокровищах царя даков Децебала именно от таких шпионов.
Агенты speculatorеs кроме сбора данных занимались распространением слухов и дезинформации, старались скомпрометировать опасных военачальников, делали ложные доносы, вербовали информаторов.
Разумеется, все подобные задания выполняли перегрины, иностранцы. Они должны были хорошо знать местный язык и обычаи, чтобы не выделяться среди населения.
В самих легионах тоже были шпионы, которые следили за настроением солдат и должны были докладывать своим командирам о разговорах легионеров или о готовящемся бунте. В каждом легионе был старший офицер разведки в ранге primipilus, первого центуриона.
Ему подчинялась вся легионная разведслужба, в которую кроме названных агентов, входили так же переводчики (procursatores), «специалисты» по развязыванию языков, некоторое количество рядовых «сотрудников» и младшие центурионы для «особых» поручений (устранение неугодных, передача особо секретных донесений и т.д.). Были и другие, сведений о которых не сохранилось.
Общая численность легионной разведслужбы доходила до размеров центурии, то есть где-то до 500 человек и более. В целом эта система работала как часы и делала немалый вклад в общую копилку побед римских армий.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал и поддержите наши публикации "лайкам":)!