Найти тему
X5 Group

Глава «Пятёрочки» — о возможностях российского рынка​​

Оглавление

European Supermarket Magazine, № 6, 2018

Бен Вебб встретился с Сергеем Гончаровым, генеральным директором «Пятёрочки», розничной сети из 12 800 магазинов (прим. — на 30 сентября 2018 года), принадлежащей X5 Retail Group, чтобы поговорить о вызовах и возможностях, с которыми сталкивается сеть на одном из самых диверсифицированных розничных рынков в мире. 

Генеральный директор торговой сети «Пятёрочка» Сергей Гончаров
Генеральный директор торговой сети «Пятёрочка» Сергей Гончаров

Сергей Гончаров, генеральный директор сети розничных магазинов «Пятерочка», принадлежащих X5 Retail Group, приехал в Лондон на День инвестора с целью открыть для компании новые горизонты развития в непростых рыноИ чных условиях. Сергей рассказал, что в поездке он также нашел время сводить сына в музей Гарри Поттера.

Глядя на расслабленную улыбку Сергея, я задумался, нет ли в нем самом и в его амбициозных планах какого-то волшебства.

Волшебная палочка наверняка пригодилась бы всем игрокам на российском продовольственном рынке, который сейчас переживает процесс консолидации после периода бурного роста. Это увлекательная история превращения административно-командной экономики Советского Союза в оживленный, бурно развивающийся рынок с высокой конкуренцией и большими возможностями.

Развивающийся рынок

«До 1990 года в России не было продуктового рынка как такового», – рассказывает Сергей. – «Регулируемая система стала причиной разного рода дефицитов. Выбор продуктов был весьма ограничен. После перехода к капитализму и рыночным условиям произошли значительные изменения в продуктовом секторе в два ключевых этапа: удовлетворение спроса, а затем создание спроса.

 X5 Retail Group образовалась в результате объединения торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» в 2006 году.
X5 Retail Group образовалась в результате объединения торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» в 2006 году.

Сначала население отчаянно нуждалось в большем выборе продуктов и большем количестве торговых марок (брендов), а новые участники продуктового рынка вели логистические войны в попытке добраться до разбросанного по большой территории населения. Количество продуктовых магазинов стремительно росло. Началась конкурентная гонка за увеличением торговой площади. Всё просто — если у вас было, чем заполнить полки магазина, вы были в бизнесе».

Фаза активного роста продолжалась примерно до 2015 года. Рынок стал насыщаться, поэтому начали задумываться о покупателе, и началось формирование спроса. «Теперь конкурентная борьба сосредоточилась на клиенте, его потребностях и поиске лучших вариантов их удовлетворения. Речь идет о построении долгосрочных лояльных отношений с клиентом. Каждый день мы должны быть лучше, чем вчера», – уверен Сергей.

X5 Retail Group была создана в результате слияния торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» в 2006 году, и, как многие её конкуренты, быстро росла. В прошлом году совокупная выручка составила 1 295,0 млрд рублей (17,31 млрд евро), а чистая прибыль – 31,4 млрд рублей (420 млн евро). В третьем квартале 2018 года рост выручки составил 17,6% год-к-году на фоне роста сопоставимых продаж на 0,5%, а также значительного роста торговой площади на 19,6% (вклад в рост выручки 17,1%). Группа компаний X5 управляет сетью магазинов под тремя брендами: «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель». Сергей Гончаров — генеральный директор торговой сети «Пятёрочка», крупнейшей из трёх. По состоянию на сентябрь 2018 года сеть насчитывала 12 822 магазина, средняя площадь каждого – 393 кв. м. Магазины, расположенные в жилых районах, предлагают широкий ассортимент товаров повседневного спроса и сопутствующих услуг. 

В планах «Пятёрочки» — около 1800 новых магазинов в 2019 году
В планах «Пятёрочки» — около 1800 новых магазинов в 2019 году

Сеть супермаркетов «Перекрёсток» в свою очередь предлагает отличные возможности для совершения покупок в центральных районах и на крупных транспортных развязках, где покупатели могут приобрести высококачественные свежие, экзотические и уникальные продукты. Гипермаркеты «Карусель» ориентированы на покупателей, совершающих покупки продуктов и товаров для дома впрок. 

Бизнес-модель «Пятёрочки» под руководством Сергея Гончарова продолжает быть успешной. В третьем квартале 2018 года сеть увеличила объём чистых розничных продаж на 18,4% до 297,9 млрд рублей (3,96 млрд евро), что составило почти 80% прибыли X5. Прибыль осталась на прежнем уровне, несмотря на увеличение сети на 5000 магазинов за два года и масштабную программу реконструкции. Важно, что восприятие торговой сети покупателями улучшилось.

«Покупатели выбирают удобство, а не «огромные коробки», поскольку больше всего они ценят своё время», – объясняет Сергей Гончаров. – «По мере развития общества у людей не остаётся времени ходить в большой магазин, поэтому в будущем мы ожидаем рост. Мы планируем открыть около 1800 новых магазинов в 2019 году — это солидная цифра. Тем не менее, мы не нацелены только лишь на рост, мы стремимся к сбалансированному развитию». 

В некотором смысле, тяжёлая работа начинается только сейчас. Чтобы расти, «Пятёрочке» нужно сфокусироваться на потребностях каждого клиента, а не просто открывать новые магазины. Добро пожаловать в эру клиентоориентированности и управления покупательским спросом.

Доля «Пятёрочки» в чистой розничной выручке Х5 около 80%  
Доля «Пятёрочки» в чистой розничной выручке Х5 около 80%  

Стратегия «Пятёрочки» состоит из трёх элементов: повышение ценностного предложения для покупателей, операционная эффективность и инновации. Это уже не просто ускорение темпов роста, а гораздо более сложная, многоуровневая стратегия, основанная на глубоком знании своего покупателя, понимании его сегодняшних и завтрашних потребностей. 

Гонка за лояльными клиентами

Важная составляющая клиентоцентричного подхода — сбор данных о покупателе. Карта лояльности «Пятёрочки» позволяет получать ценную информацию о клиентах, тем самым помогая при планировании ценообразования и рекламных акций. «Пятёрочка» в первую очередь нацелена на поощрение своих самых лояльных клиентов, а не на привлечение новых. Что логично. «Пятёрочка» делит своих покупателей на самых лояльных, лояльных и других клиентов, у которых нет карт лояльности сети. На самых лояльных (эта группа составляет 10% от общего количества покупателей) приходится 40% доходов. При увеличении этой категории покупателей на 1% доходы сети увеличиваются на 2,7%. «Цель – нарастить группу самых лояльных покупателей до 15% – достижима», – уверен Сергей. – «Мы хотим постоянно поощрять наших самых лояльных покупателей». 

«Пятёрочка» нацелена в первую очередь на поощрение постоянных клиентов, а не привлечение новых
«Пятёрочка» нацелена в первую очередь на поощрение постоянных клиентов, а не привлечение новых

Следуя стратегии омниканальности, в планах компании – выйти на рынок онлайн продаж. «Перекрёсток» уже запустил онлайн платформу в 2017 году, которая на данный момент обслуживает покупателей в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и области. Сейчас у компании два магазина Dark store и один гибридный. Обеспечивать работу одного Dark store при пиковых загрузках будут 600 – 800 сотрудников. Один магазин такого формата сможет вмещать до 20 000 наименований товаров. 

«Мы внимательно изучаем онлайн и планируем запустить онлайн сервис в 2019 году», – говорит Сергей. – «Создание эффективной бизнес-модели для онлайн-продаж продуктов питания – весьма непростая задача. Насколько мне известно, никому ещё не удавалось прибыльно работать в Интернете в сегменте продаж продуктов питания. Однако мы просто обязаны выполнить эту задачу, если мы хотим стать самой клиентоориентированной компанией в России. Если покупатель хочет совершать покупки онлайн, т.к. у него мало времени, значит, мы должны предоставить ему такую возможность, особенно в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург».

Технологии в ритейле развиваются стремительными темпами, поэтому Сергей Гончаров, работавший раньше в компании Sony PlayStation, стремится вывести «Пятёрочку» в абсолютные лидеры, который ведёт за собой весь рынок, а не следует за кем-то. В Москве уже открыт магазин-лаборатория на базе «Пятёрочки» — «экспериментальный магазин» для тестирования новых технологий, таких как «умные полки», видеоаналитика, цифровые информационные панели, электронные ценники, а также кассы самообслуживания и технология самостоятельного совершения покупок в магазинах.

У компании также большие планы по наращиванию доли собственных торговых марок (СТМ). Сейчас формируется команда специалистов для анализа ассортимента и увеличения доли продаж СТМ с 14% до 20% в течение следующих трёх лет.

За три года «Пятёрочка» планирует увеличить количество товаров под собственными торговыми марками с 14% до 20%
За три года «Пятёрочка» планирует увеличить количество товаров под собственными торговыми марками с 14% до 20%

Корпоративная структура

Как известно, «дьявол кроется в мелочах». И ритейл – не исключение. Чем больше объём задач, тем больше деталей, учитывая которые, можно добиться ещё большей эффективности. Такой подход близок Сергею. Имея диплом MBA бизнес школы Уортона (по специальности «финансы и бухгалтерский учёт»), Сергей не только хочет ещё лучше понимать своих покупателей, но и создать корпоративную структуру, чтобы предоставлять услуги наивысшего качества.

«Магазин является самым слабым звеном во всей цепочке, поэтому наша стратегия в большей степени нацелена на укрепление именно этого звена», – объясняет Сергей.

«Когда я говорю о клиенте как о важнейшем элементе нашей стратегии, речь идёт не только о наших внешних клиентах. У нас также есть наши внутренние клиенты – наши сотрудники. К примеру, если возникнет проблема с доставкой товара, можно начать решать этот вопрос со стороны распределительного центра, логистической цепочки и в итоге вернуться с решением в магазин. Если какая-то проблема возникает непосредственно в магазине, то её необходимо решать здесь и сейчас, силами сотрудников магазина. Иначе покупатели останутся недовольными и уйдут к конкуренту. Поэтому вся наша работа должна начинаться с магазина, а не заканчиваться им».

Счастливые и довольные сотрудники – одна из ключевых задач Сергея Гончарова. В компании внедряются новые схемы поощрения. Сергей хочет вознаграждать сотрудников за низкую текучесть кадров, высокий уровень лояльности и удовлетворённость работой.

Клиенты — важный элемент стратегии «Пятёрочки». Речь как о покупателях, так и сотрудниках 
Клиенты — важный элемент стратегии «Пятёрочки». Речь как о покупателях, так и сотрудниках 

«Суть нашего подхода заключается в повышении уровня клиентоориентированности за счёт более глубокого понимания его потребностей, а также за счёт большей вовлечённости сотрудников в своё дело. Мы не сможем обеспечить нашим покупателям нужный уровень сервиса, если наши сотрудники недовольны», – считает Сергей. 

«Я верю в справедливое обращение и оплату работы пропорционально качеству её выполнения. Руководитель должен относиться к своему подчинённому как к равному себе члену команды и никогда не кричать на него. Люди – социальные создания, им нравится чувствовать принадлежность к чему-то большему. Чтобы получать удовольствие от работы, нужны две вещи: наполненная смыслом работа и наполненные смыслом отношения. Это именно то, что мы хотим давать своим сотрудникам. Ведь как сказал Чехов: «Человек, у которого болит зуб, не будет думать о своей Родине».

Управление «снизу-вверх» 

При стремительном росте компании делегирование принятия решений на локальный, региональный, уровень – важное решение. Были созданы шесть новых субрегионов, при этом головной офис поддерживает регионы, предоставляя рекомендации по методологии и оформлению магазинов. Количество вопросов, которые решаются головным офисом, уменьшается, и всё больше ответственности ложится на локальных руководителей.

Сергей приводит в пример философию компании Toyota, суть которой заключается в наделении полномочиями сотрудников производства. В итоге команды научились решать проблемы вместе. Изначально такой шаг оказался весьма дорогим в финансовом плане, но впоследствии он доказал свою эффективность. «Мы хотим применить такой подход в наших магазинах, даже если на каком-то этапе мы будем отставать от других», — говорит Сергей. Новая структура позволит компании быстрее реагировать на покупательский спрос 40 миллионов клиентов. 

Каждый из 40 млн покупателей «Пятёрочки» должен быть довольным 
Каждый из 40 млн покупателей «Пятёрочки» должен быть довольным 

Сергей полностью готов к конкуренции на сложном рынке. «У российских потребителей сегодня такой же доступ к информации, как и у всего развитого мира. Поэтому они хотят иметь большой выбор. Конкуренция – это полезный рыночный фактор, который держит в тонусе. Мы готовы к этому».

«Я большой фанат футбола, и знаю, что в этом виде спорта нужна сильная скамейка запасных, чтобы основной состав, даже такие профессионалы как Месси или Роналду, всегда был в форме. Наша команда претерпела ряд изменений. 11 из 15 моих прямых подчинённых – сотрудники, которые выросли внутри компании. Теперь всё начинает складываться, как нужно. Настало время волшебства».

Читать оригинал на английском языке (PDF)

Читайте также:

Верховный суд спас ритейлеров от выбора между плохим и худшим

Почта Банк зашёл в «Пятёрочку»

Крупный ритейл сдерживает рост стоимости базового проднабора

___________

Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и ещё у нас есть Вконтакте, Instagram, Yandex Zen и Viber.