Наличие одного постоянного полового партнера, т.е. моногамные отношения, может давать животным некоторые преимущества. Стабильная пара регулярно размножается, не теряя времени на поиски новых «связей», совместно кормит, защищает и обучает потомство. Возможно, именно поэтому моногамные отношения независимо развивались у разных представителей мира позвоночных. И хотя конкретного «гена моногамии» открыть не удалось, недавно ученые выяснили, что для ряда известных моногамных видов, вне зависимости от их систематической принадлежности и строения мозга, характерно изменение работы определенных групп генов
Взаимоотношения между полами у животных отличаются крайним разнообразием. Здесь и промискуитет, когда самки и самцы имеют несколько партнеров, а сам факт спаривания никак не влияет на последующие «отношения»; полигиния («многоженство») и полиандрия («многомужество»)… И, наконец, моногамия, когда самец и самка формируют устойчивую пару. И хотя физические «измены» при таких отношениях возможны, они привязаны друг к другу, вместе заботятся о детях и защищают территорию.
Подобные партнерские отношения в процессе эволюции независимо развились у разнообразных видов позвоночных животных, от млекопитающих и птиц до амфибий и рыб. Хотя при этом возникают и некоторые вопросы. К примеру, если для самки с детенышами наличие рядом отца, защитника и кормильца, явно выгодно, то какие преимущества при этом получает сам самец?
Сейчас коллектив ученых из разных стран занялись поискам генетической основы моногамии, т.е. поиском тех генов, изменения активности которых обеспечили представителям тех или иных видов способность формировать устойчивые пары, ведущие «совместное хозяйство». Для этого были отловлены представители разных групп позвоночных (рыб, лягушек, мышей, полевок и птиц) с таким расчетом, чтобы это были близкородственные виды, один из которых моногамен, а второй – нет. В итоге у исследователей оказалось пять таких видовых «пар». У всех этих животных была измерена активность генов в клетках мозга.
В результате ученые обнаружили четкую закономерность: у моногамных животных определенные группы генов работали сильнее или слабее, чем у родственных, но не моногамных видов. В частности, у моногамных видов была выше активность генов, связанных с передачей сигналов между мозговыми клетками, процессами обучения и памяти. Исследователи предполагают, что все это помогает животным запоминать и узнавать своих партнеров и положительно оценивать их присутствие рядом с собой. Но чтобы связать конкретные генные последовательности с соответствующим поведением, информации пока недостаточно.
Среди всех исследованных пар видов обнаружилось одно исключение: у моногамной ядовитой лягушки-древолаза (Ranitomeya imitator) оказались более активными гены, экспрессия которых была понижена у остальных моногамных видов. Предполагается, что причина состоит том, что у этого вида отцы заботились о потомстве еще до того, как у этих амфибий сформировался такой тип семейных отношений.
Что касается человека, то пока ученые не занимались этим вопросом. Однако они предполагают, что характерный для моногамии тип генной активности может быть обнаружен и у людей. Хотя, в отличие от животных, современные люди, как и их далекие предки, похоже, выбирают моногамию в силу не столько биологических, сколько социальных и культурных причин. И представители нынешнего человечества могут продемонстрировать такое же разнообразие межполовых отношений, как и вся обширная группа позвоночных.
Понравился материал? Не забудьте поставить лайк и подписаться!
Фото: Горный конек (Anthus spinoletta) – моногамный вид из семейства трясогузковых. «Птицы Америки». Худ. Д. Д. Одюбон https://www.flickr.com