Найти в Дзене
mediametrics

Инженерно-космический класс. Современное и качественное развитие детей

Оглавление

Образование

Кирилл Лятс, Анастасия Клименко и Дмитрий Пайсон
Кирилл Лятс, Анастасия Клименко и Дмитрий Пайсон

Дмитрий Пайсон, доктор экономических наук, специалист космической деятельности

Кирилл Лятс, куратор инженерно-экономического класса

Космический класс

Образование должно быть связано с реальной перспективой, и нет более интересной перспективы для мальчиков и девочек, которые интересуются техническими вещами, как космос. Поэтому возникла идея инженерно-космического класса. Мы придумали такой интересный проект, связанный с дополнительным образованием детей. Чем хорош космос – он изучает бесконечность.

Не имеет смысла вообще заниматься наукой, будущим, если не заниматься детьми, не заниматься образованием, как школьников, так и студентов. Этот проект практически попытка на уровне обычных московских школ создать такую среду, которая свободна для доступа. Приходят хорошие детки, то есть наше отчетливое будущее, и работая с ними, ты понимаешь в значительной степени, какое это будущее будет, к чему они придут, к чему их нужно подвести, на что это сейчас похоже.

Экзамены – это отбор, когда есть избыток предложения. Так как у нас проект только начинающийся, мы не думаем, что будет колоссальное количество желающих. Поэтому в апреле месяце надо посмотреть, где мы будем осуществлять прием детей, прийти вместе с родителями на День открытых дверей. Там мы с преподавателями выступим, расскажем, покажем, как дети нынешнего курса обучаются.

Как в институтах, есть лекционные курсы, что-то похожее на семинары/практикумы. Пока у нас есть два лекционных курса, Дмитрий ведет космонавтику. Есть совершенно уникальный курс – это поиски внеземных цивилизаций, которые вырубают детей полностью. Есть два более-менее практических курса: это спутникостроение и ракетостроение, которые своим итогом должны показать возможности детей, которые у нас учатся, изготавливать спутники типа CanSat. В следующем семестре у нас уже будет космическая биология, и мы хотим с детьми создать оранжерею для космоса. В связи с гибелью два года назад «Прогресса» не доставили оранжерею на космический корабль. Это была большая трагедия для космических биологов. И сейчас идет работа над созданием новой оранжереи, но мы хотим свою детскую сделать.

У нас главная такая задача – это побольше привлечь специалистов, которые реально в отрасли работают. Ищем различные возможности, дружим с Роскосмосом, который нам активно в этом помогает. Я думаю, через три года мы уже будем полноценно представлять, что же мы можем, пока мы только к этому идем постепенными шагами.

-2

Как завлечь детей космосом

Должно быть место, куда могут прийти дети, которые хотят заниматься космосом. Загонять железной рукой вообще всех в космические классы, мне кажется, это наилучший способ просто отвратить от космоса.

Сейчас наблюдается некий рост системного вовлечения. Больше школ, появляются мероприятия типа того же конкурса «Космос», «Орбита молодежи», участие в Work skills. И все это дело раскручивается буквально последний год, то есть мы на гребне волны. Вопрос, что будет, когда мы этих детей до 11-го класса доведем, в какие ВУЗы они пойдут, и до какой степени все они пойдут прямо в космические ВУЗы. И говоря про Илона Маска, можно показывать то, что у нас сейчас было, есть, планируется, есть какие-то сопоставимые массивы информации, к которым можно обращаться. Поэтому это внушает некий сдержанный оптимизм по поводу роли космоса в формировании того будущего, которое будет у детей, в формировании той картины мира, которую мы им преподаем.

Был период, когда никого не интересовал космос, он создавал ощущение бедности. NASA, как и Роскосмос, был достаточно консервативной структурой. Но стоило прийти нескольким энтузиастам, бизнесменам в Америке, как начало меняться отношение NASA к космосу. И стартапы, связанные с космосом, растут так же быстро, как и стартапы, которые связаны с IT некоторое время назад. То же стало происходить и у нас. Ребята, которые занимаются стартапами в космосе, приходят к нам, общаются с детьми, рассказывают о своих компаниях. Кто-то разрабатывает жилые базы на Луне, кто-то делает ионные спутники, которые полетят к Луне, к Марсу. И они вкладывают свои деньги, соинвесторов, и они смотрят на наших детей, как на возможных своих будущих сотрудников.

Покорение космоса – дело все-таки в будущем частных компаний. Мы видим, что они появляются, и они видят наших детей.

Профобразование

Важно выстраивать непрерывную линейку, когда промышленность работает напрямую со школами. Это профессиональная благотворительность, потому что правильный стык – это школа-ВУЗ. И вопрос перехода из школы в ВУЗ – это то направление, которому нужно уделять основное внимание. Есть ВУЗы, которые это активно делают, в Бауманке исключительно хорошая школа, молодежный космический центр, который уже десятилетиями работает. МАИ сейчас начинает задумываться на эту тему. Физтех сам по себе велик. В Томске очень хорошая спецшкола, в Красноярске. То есть ВУЗы, которые задумываются о том, с какими детьми они будут работать на входе своей системы. И взаимодействие с такими ВУЗами – это один из волшебных ключиков для всех школьных проектов, кто работает практически на уровне выпуска абитуриентов.

У Роскосмоса есть программа по целевой подготовке специалиста для своих предприятий. Если ребенок еще на стадии школы выбирает то, что он будет потом работать на предприятии Роскосмоса, он может достаточно легко с помощью механизмов Роскосмоса поступить в ВУЗ – Хруничева, РКК «Энергия».

У детей должно создаваться правильное понимание глобальности, что это не задача одной страны, а всего человечества. Ты свободный человек, ты получишь знания, навыки, можешь учиться не только здесь, а в Штатах, в Германии, в Японии, где хочешь.

Найти себя нужно, но чтобы найти себя, надо обладать каким-то инструментарием. Это как сейчас в институтах одно из первых занятий «как пользоваться библиотекой», так и наш класс – это такое же занятие продолжительностью три года, как пользоваться и как ориентироваться в космической отрасли. И если из нашего класса каждый год из 30 человек 10 будут продолжать свой путь в отрасли, я буду считать, что это потрясающий результат.

Требования к образованию

Есть набор классических знаний, которыми должен человек с высшим образованием по определению располагать. В традициях российского специалитета инженеры выпускались всегда немножко чуть более заостренные на конкретной специальности.

Требование, пожалуй, не к номенклатуре образовательных специальностей, а к качеству, это должны быть не второсортные ни в коем случае кадры, нужно стараться, чтобы дети приходили на вход университетов правильно ориентированные, талантливые, сдавшие ЕГЭ не под обрез, а все-таки с запасом. С другой стороны, чтобы они выходили из институтов, находясь в русле тех тенденций, той науки, тех инструментов, которые сейчас приняты во всем мире.

Нужно детей учить на современных инженерных инструментах, на современных системах автоматизированного проектирования, управления производством. Есть набор современных инструментов, которые должны получать все.

Инженер не должен быть провинциальным инженером, он должен быть международного уровня. Есть много направлений, которые такие же важные, прорывные – ядерные, электронные, биотех, биг фарма. Космос среди них.

Совершенно точно образование должно меняться вслед за скоростью обновления информации. Человек становится частью глобальных информационных потоков. Но это не меняет существенно саму мотивацию. Хочешь быть первым, и неважно, идешь в библиотеку или в Google в поисках информации, ты будешь стараться на максимально доступном уровне.

Геймификация

Космос – это просто игра для больших мальчиков. Ракеточки, спутнички, это ведь просто закрытие гештальта для взрослых людей. Поэтому все образование, связанное с космосом, это все равно игра. То же, что мы делаем сейчас с детьми, это маленькие спутники, маленькие ракеты, они будут это взрослыми делать: большие спутники, большие ракеты, и это тоже будет игра больших людей. По крайней мере, до тех пор, пока мы не колонизируем какие-то планеты, все это будет в стадии игры. И она должна привести к какому-то коммерческому результату, поэтому космическое образование априори игровое образование.

-3

Онлайн-обучение

Coursera – это скорее для людей, которые сами отчетливо понимают, что им нужно. Это то, что мы называем Professional development, то есть когда человек понимает, что есть некий навык, который ему необходим в целях самосовершенствования.

Не сложившихся людей, просто людей юных, тех же школьников, студентов младших курсов не следует оставлять наедине с онлайн-курсами, все-таки они требуются в некотором менторинге.

Человеческий контакт с преподавателем, с учителем чрезвычайно важен. Когда мы говорим понятие «школа», до сих пор мы не говорим о том, что это набор программ из YouTube, которые человек просмотрел и может что-то внятное объяснить. Нет, школа – это как раз передача знаний от живого учителя живому ученику. Все остальное – это возможность почерпнуть информацию и дополнить ее принципом, который ты усвоил в работе и в потреблении знаний, которые ты получил от учителя. По-другому не представляем пока процесс обучения.

Физика и еще раз физика

Есть олимпиады, которые дают серьезную добавку к ЕГЭ, причем олимпиады – специфический набор для каждого ВУЗа. Например, Баумана активное проводит «Шаг в будущее», МГУ активно проводит «Ломоносов», МАИ по авиационным специальностям. То есть Position N1, что родители должны просто посмотреть, к чему у ребенка склонности. Плюс есть универсальный лайфхак, я его не устаю всем рекомендовать: нужно сдавать ЕГЭ по физике. Потому что ЕГЭ по физике – это вечное проклятие технических ВУЗов. В старину глубокую человек не поступил в Физтех, не поступил в МГУ даже на вычислительную математику, он всегда имеет возможность сдать экзамен в тот же год в МАИ, в Бауманку, в энергетических инженеров транспорта, то есть в хороший инженерный ВУЗ, который вполне дает хорошее образование. В нынешних условиях по модным специальностям информационно-программистского класса ЕГЭ по физике не нужен. Потом выясняется, что им не хватает баллов на эти высокоранговые университеты, и просто пойти в хороший технический ВУЗ на похожую специальность они не могут, у них тупо нет ЕГЭ по физике в портфолио. Я присутствовал, когда ректоры сильно жаловались, что это сильно ограничивает возможности. Поэтому если есть возможность у детишек не ленится, сдавать ЕГЭ по физике, это хороший прикладной способ.

Проект «Сириус»

«Сириус» очень поддерживается Роскосмосом, у них даже в этом году была своя смена. Но, честно говоря, лагерные мероприятия в отрыве от повседневной жизни – это как просто сходить на спектакль. Если это потом никак не поддерживается, оно не даст ничего.

Вопрос в том, куда потом эти детки деваются, каким образом продлить тот позитивный заряд, чувство некой общности, которые им дали в «Сириусе», как их потом дотащить на этом заряде уже до последующих воплощений, будь то ВУЗы, олимпиады. Задача сделать опыт «Сириуса» продленным и влияющим на более длительные этапы жизненного цикла маленьких личностей

Мы как раз толкаем Роскосмос к тому пониманию, что такие дети, как наши, должны быть аудиторией вот этих «Сириусов», «Артеков», «Океанов». Соответственно, мы не одни во вселенной, есть где-то еще космическое образование у детей. Таких детей надо брать, и тогда понятно, что здесь их просто чему-то особенному обучаешь в течение целого месяца, погруженный метод обучения. Но в течение дальнейшего периода ты тоже можешь их контролировать, шефствовать над ними, что-то лепить, если тебе вдруг отдельные дети крайне понравились с перспективной, научной или практической точки зрения.

Анастасия Клименко, автор программы AntiSchool на Радио Медиаметрикс

Полный текст интервью на mediametrics.ru

-4