Найти тему

Сталина Азаматова - "замухрышка" в Высшем свете

Оглавление
Сталина Азаматова. Фото: kino-teatr.ru
Сталина Азаматова. Фото: kino-teatr.ru

Эта женщина – легенда 60-70-х годов. Ее красота в свое время пленила немало молодых людей. Она стала популярной во время своей актерской карьеры, хотя считает, что многим обязана таджикскому балету. Потому что именно с ним она связывает всю свою сознательную жизнь.

Сегодня она отмечает день рождения - ей 79 лет.

- Сталина Азимовна, вначале о Вашем имени. Откуда оно?

-  Так назвал меня отец, который вырос сиротой, а советская власть выучила его, дала работу. Он учился в Высшей партийной школе в Москве, был председателем городских предприятий. Эта должность сейчас равнозначна мэру города. Папа был искренним коммунистом. Поэтому старшего брата назвал в честь Ленина - Владимиром, второго в честь Дзержинского – Феликсом, а меня в честь Иосифа Сталина. Последняя в семье дочь без него родилась, поэтому она просто Елена. Мне же свое имя никогда не нравилось.

Сталина Азаматова. Фото из личного архива
Сталина Азаматова. Фото из личного архива

Несмотря на то, что отец болел, и у него было четверо детей, он  ушел на фронт и погиб в Белоруссии в 1943 году. Он всегда говорил маме: «Валя, запомни: главное, чтобы дети учились». Именно поэтому мы все выучились. Брат Феликс, хотя и был кадровым военным, сегодня довольно известный скульптор в России.

- Почему Вы стали балериной? Это мечта детства?

-  Какое детство?  Когда говорят, что самые лучшие воспоминания из детства, получается что у меня - самые худшие. Я благодарна своей маме, ей надо Героя дать, хотя многие тогда так жили. Ей советовали отдать нас в детский дом – так легче было прожить. Но она не согласилась. Вначале продавала все отцовские костюмы, имущество, потом стирала, убирала, готовила у чужих, лишь бы нас прокормить.

Почему же я стала балериной? В это «виновата» великолепная артистка Лютфи Захидова. Ее муж был другом моего отца. И когда в 1949 году сюда из Ленинграда приехала комиссия для отбора талантливых ребят для Вагановского хореографического училища, она предложила мне: будешь танцевать на носочках, пуанты будешь носить, юбочки…

Она очаровала меня. Мама ни в какую не соглашалась на мой отъезд. Я сама пошла выступать перед комиссией. Выбрали из Таджикистана 30 человек, а закончили всего семь.

- Вы жалеете, что пошли по этой тропе?

- Это  предопределено свыше. С 9 до 18 лет я училась в Ленинграде. Вообще ленинградская школа балета всегда считалась самой лучшей. Мы учились на великолепных постановках. Наш педагог Нина Алексеевна Железнова относилась к нам по-особому: то в гости позовет пополдничать, то угостить пирожком. Видимо жалко ей было нас, девочек от дома оторванных…

Сталина Азаматова. Фото из личного архива
Сталина Азаматова. Фото из личного архива

Еще я помню педагога по музыке Илью Яковлевича Красильникова. Такой маленький, толстенький, добрый.  А мы девочки его еще и дразнили. Он старался приобщить нас к музыке, благодаря ему мы узнали таких композиторов как Бах, Бетховен, Моцарт. Вы можете представить, что этот прекрасный человек водил  нас, двух маленьких соплюшек в Русское Музыкальное Общество? Там собирались такие мэтры, с тросточками, с пенсне, дамы с  изысканными  манерами и мы, две замухрышечки-таджички – я и моя подруга Шарафнисо Турдыева. Благодаря этим посещениям, мы еще девочками уже знали о таких композиторах как Танеев, Мэтнер. Нас воспитывали в духе царских времен, как дворцовых отпрысков. Откуда у меня любовь к Баху? Он для меня вообще бог. Нас приобщили к этому.

Шелковый халат для Ишкамбы

- К сожалению, нашему поколению не довелось увидеть Ваши танцы, но мне  рассказывали, что  Вы великолепно играли Джульетту в «Ромео и Джульетте» и  Жизель в «Жизели» Верди. Говорят, именно благодаря Вашим внешним данным она была такой тонкой и изящной… Вам сразу доверили ведущие роли?

- Я танцевала Жизель после возвращения из Ленинграда, два-три месяца спустя. Это была моя любимая партия. Было немало поклонников, которые специально приходили на балет.   

- Почему Вы решили учиться на балетмейстера?

Фото из личного архива
Фото из личного архива

- Потому  что чувствовала такую потребность. Причем тут я уже преподавала, так как при театре была своя студия, у меня здесь был  очень хороший способный класс девочек,  всех  их забрали потом в Москву. Балетмейстером тогда в театре оперы и балета им. Айни была Любовь Серебровская. Она видела наши уроки и именно она мне посоветовала идти на балетмейстера.

Я решила попробовать и поступила на факультет хореографии в ГИТИС,  тогда я была уже замужем, имела двоих детей. Учеба в ГИТИСЕ была интересной, потому что я была уже взрослой женщиной, 32 года. Сразу по приезду в Душанбе в 1977 году  начала с постановки спектаклей. Первой моей постановкой был «Малыш и Карлсон», который мы восстановили и  вот снова его запускаем тридцать лет спустя.

Музыку специально для меня написал великолепный композитор Юрий Тер-Осипов. Светлый человек, доброты необычайной. И музыка его была такой же необычайно доброй. И вот что произошло: ко всем персонажам Юрий Григорьевич написал музыку, а к грабителям – нет. Сказал, что просто не знает, как это сделать. Это такой человек был - сама доброта, поэтому не знал, как описать зло. Потом все-таки написал, и я постоянно удивлялась, как он это прекрасно сделал. Это была моя дипломная работа. Я окончила ГИТИС с красным дипломом.

- А постановка «Смерть ростовщика» тоже Ваша же работа?

- Да, это был 1978 год. Этот спектакль преподал мне хороший жизненный урок.

- ???

- Однажды после премьеры «Кори Ишкамба» нас вызвали в ЦК Компартии Таджикистана. Я думала, нас сейчас похвалят, что за такую тему взялись. Кстати, соавтором либретто, которое я написала, был Камол Айни. Нас приняли заведующий идеологическим отделом - Идея Михайловна, кажется ее звали, и  один из секретарей, который до сих пор жив. Они мне сделали разнос: «Вы что себе позволяете? Вы что насмехаетесь над нашей нацией? Что у вас денег не хватило сшить для ростовщика нормальный шелковый халат? Он у вас в страшном позорном виде на сцену выходит…».

Я говорю: «Причем тут шелковый халат? А вы вообще читали «Смерть ростовщика» Айни? Он ведь был жадный, и это ведь сцена, нам надо гротеск показать, внешне и внутренне - он хромой. Инвалид в душе». Короче они музыку похвалили, а меня с головы до ног помоями облили. Этот секретарь как стукнет кулаком по столу: «Вы еще нас обвиняете в неграмотности?!».

Для меня с того момента коммунисты перестали существовать. Две недели проплакала от обиды. Это был первый и последний раз в жизни, когда я была в ЦК. Я всю жизнь работала. Никогда не обращалась в вышестоящие инстанции ни за квартирой, ни за чем-либо еще. Вот почему я живу в аварийном доме в отдаленном микрорайоне.

- Сталина Азимовна, как повлияла на Ваше творчество гражданская война, ведь театр был закрыт, все разъехались?

Кадр из фильма "Белый рояль", 1968г. Фото kino-teatr.ru
Кадр из фильма "Белый рояль", 1968г. Фото kino-teatr.ru

- Нет, мы всегда работали. Как раз началась война, а у нас была сдача балета «Капелия» и вдруг приходит министр со своей свитой в театр. Мы обрадовались: думали, он пришел на сдачу спектакля, чтобы поддержать нас, ведь раньше на все премьеры приходил сам секретарь ЦК Ульджабаев. А оказалось, началась бомбежка и свита с министром решили здесь спрятаться в подвале.

Во время боевых действий мы все пешком добирались на работу. А потом начался отток артистов, почти никого не осталось из прежнего состава. Раньше мы имели возможность приглашать актеров из других городов, сейчас такой возможности нет. Зарплаты маленькие. Поэтому кто-то сейчас в других коллективах подрабатывает, кто-то в ресторанах танцует. У меня язык не поворачивается сказать: «Не надо!»  Им ведь семью кормить...

«Кокетничай с кино, не изменяй хореографии»

- Давайте поговорим о Ваших ролях в кино. Почему великолепно сыграв немало ролей, Вы все-таки не стали актрисой?

- Мне было 16 лет когда за два года до выпуска Вагановского училища, приехав на каникулы домой, я получила приглашение на пробы в фильме «Я встретил девушку». У меня даже сохранился женский журнал, где я на первой обложке. Но в Ленинграде предо мной поставили условие: «Или ты учишься дальше, или ты вообще уходишь из училища». Видимо меня уже утвердили, и руководство узнало о съемках.

Нина Алексеевна Железнова, когда мы окончили училище,  подарила всем нам свои фото, каждой с индивидуальной подписью. Одной, расположенной к полноте однокурснице она, например, написала: «Чтобы у тебя был собственный вкус, но не забывай о собственном весе». Мне она написала: «Кокетничай с кино, но не изменяй хореографии». Вот я и пронесла как напутствие этот совет через всю свою жизнь. И сейчас думаю, хорошо, что я тогда не согласилась.

- Из всех фильмов, где Вы снимались, чаще всего сейчас показывают «Зумрад». Как Вы получили роль в этом фильме? 

- Режиссерами были Рахимов и Давидсон. Они пригласили меня на роль агронома. Я тогда была замужем и как раз родила, дочке было два месяца. Поэтому в фильме я с такими округлыми формами. Фильм снимали в селениях Гиссара. У директора школы сняли маленькую комнатку, где жили я с маленьким ребенком и моя мама. Между съемками бегала к малышке,  чтобы покормить грудью.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

- Как снимали этот фильм…

-  Вообще с этим фильмом  много интересного связано. Например, я вообще не могла ездить на велосипеде. А там по сценарию агроном постоянно на нем катается. Меня научили, правда мне никак не давалась езда со спуска и вверх на гору. И вот однажды я еду на велике, идут съемки, и вдруг откуда не возьмись мне навстречу большой грузовик…. Тут же, с другой стороны,  переходит дорогу утка с утятами. Ну как в фильме «Кавказская пленница»! А я ведь тоже мать. Что делать? Если я поверну руль в одну сторону -  раздавлю утку. А меня как учили ездить? С одной стороны одна группа меня отпускала, а с другой -  уже другие ловили. Вот смотрю откос, и я сознательно лечу именно туда.

Получила огромный синяк на пол лица. Две недели потом не снималась. Еще раз синяк я заработала на съемках узбекского фильма «Когда цветут розы». Я пила воду из пиалы у родника и тут мальчишка-оператор пошутил - толкнул меня и я пиалкой врезала себе в глаз.

- Почему не показывают другие фильмы с Вашим участием?

-  Фильмов было много, но все, к сожалению, сгорели при пожаре на киностудии. «Любит - не любит», «Двенадцать могил Ходжи Насриддина», «Насреддин в Бухаре» и т.д. Снималась в «Киргизфильме», где в фильме «Самая послушная» в возрасте 25 лет играла школьницу.

У Камиля Ярматова, нашего соотечественника в фильме «Когда цветут розы» на «Узбекфильме» играла главную роль с Батыром Закировым, известным узбекским певцом. Теперь мы с ним – еще и родственники, его сын женат на моей старшей дочери Заррине, которая после окончания ВГИКА теперь живет в Ташкенте. Мне жаль, что я не снималась в ролях, о которых  мечтала.

- Каких, например?

-  Ближе к гротеску, к сатирическому жанру.

- Серьезно? А по Вам не скажешь…

- Режиссеры всегда использовали мои чисто внешние данные, искали во мне лирическую  натуру. А мне этого достаточно было в балете. С годами хотелось больше комедийных ролей. Вот на днях мне позвонили: «Не могли бы вы сыграть в комедии?» Я с радостью согласилась, потом выяснилось, что они снимают далеко в горах, рядом с Ходжа оби Гармом. Я подумала, что не смогу. У меня две собачки дома. Кто их будет кормить? Так что пришлось отказаться.

32 фуэте

- А в балете какая  была мечта? Многие, например, шаблонно мечтают сыграть Гамлета – как апогей совершенства в театре, а Вы не мечтали там об Офелии или Дездемоне?

- Все что можно было сыграть - я сыграла. Всегда трезво понимала, что я смогу сыграть, а что - нет. Никогда в жизни не бралась за то, что не могу сделать. Например, никогда в жизни не могла сделать 32 фуэте.

- А что это такое?

- Это двигаться на одной ножке. По кругу могла, пируэты – могла, а вот 32 не могла потому, что у меня слишком для этого длинные ноги. А здесь нужны ноги «бутылочного» типа. Как балетмейстер также отношусь к актерам. Если вижу, что это не ее партия, не даю этой балерине. Балет - это не просто движения, это еще и артистизм.

- У Вас есть ученики?

- Раньше были. Я два года была директором Душанбинской хореографической школы, еще до 1992 года. Мы с детьми поставили много спектаклей, я даже сама шила костюмы, так как не было возможности их где-то купить. Детям было интересно, они ведь не просто играли, они танцевали играя.

- А сейчас с бывшими учениками поддерживаете связь?

- Я с дочкой не могу созвониться, не говоря уже об учениках. Дочь два года назад приезжала. Уже никуда не могу ездить. У меня ведь была возможность совсем уехать отсюда, но я не сделала этого.

Приглашение от Гайдая

- Родина иногда не помнит своих героев. Я слышала, что «Народную…» Вы получили очень поздно?

- Что о прошлом вспоминать? В 1963 году я получила звание Заслуженной артистки Таджикской ССР. После этого, бывший директор театра не давал возможности сниматься в фильмах, не отпускал на кинофестивали. Народного артиста республики я получила в 65 лет, в прошлом году. Разница конечно большая. Это так, подачка уже. Просто стыдно перед своими артистами, учениками бывшими. Так хочется показать уважение к себе. А получается - неуважение чиновников к труду.

Думаю, что заслужила это звание еще 20 лет назад. Никогда не лезла вперед, а это у нас не ценится. С другой стороны, быть актрисой, артисткой трудно:  каждый думает, что  имеет на тебя право. Вызовы, приглашения на пробы – все это уничтожалось моим  бывшим руководством, они даже меня в известность не ставили. Оказывается Леонид Гайдай  приглашал  меня на пробы в «Кавказскую пленницу», а мое начальство дало телеграмму, что я беременна и не могу сниматься в этом фильме. И это я узнала спустя некоторое время от Гайдая и его жены Нины Гребешковой, когда они сюда приезжали на Неделю российского кино вместе с Александром Демьяненко.

Сталина Азаматова и Леонид ГайдайФото из личного архива
Сталина Азаматова и Леонид ГайдайФото из личного архива

Гайдай встретил меня и говорит: «Что родили? Теперь будем сниматься в кино?» А я удивленно: «Родила, но лет пять назад. А что?» Вот так в разговоре все и выяснилось про ту телеграмму.

- Вы великолепно поставили фильм-балет «Рубаи Хайяма» на музыку Толиба Шахиди, о котором до сих пор говорят благодарные ценители Вашего таланта…

-  Это было  давно - в 1980 году. Здесь было дело принципа. Они хотели пригласить маститого, знаменитого балетмейстера на эту постановку. А от меня все тщательно скрывали. И когда сроки прошли и встал вопрос о закрытии картины, предложили мне. А меня просто зло взяло, хотела просто доказать, что я смогу. Это было страшное дело. Без подготовки, ночью сочиняю, утром репетируем, а вечером - снимаем. Я потом несколько месяцев болела, потому что отдала все силы. Спала по два часа в сутки все эти два месяца. Кофе выпиваю, глаза слипаются, не вижу нот.

Поэтому без клавира работала, все на слух воспринимала. Ведь нужно все подсчитать сколько бум-бум, сколько бам-бам, сколько трим-трим. Это так сложно в танце: каждое движение –  музыка. При этом главная героиня - Малика Сабирова, прекрасная балерина, была требовательной к себе и остальным. Вначале я стремилась поставить в первую очередь дуэты «Она с Хайямом» и «Она со смертью», где двое-трое исполнителей. Эти танцоры были из театра Станиславского. И однажды Малика мне говорит: «Когда ты мне вариацию покажешь?» А я ей: «она готова, покажу завтра» А у меня ни черта не готово, что делать? Если я не сделаю это, она закапризничать может. Я сделала эту вариацию за два часа. Представляете? Малика ставит магнитофон. Воспринимает на слух. Я ей движение показываю, она пробует. И говорит: «Знаешь, это самая лучшая вариация».

Жить с чистой совестью

- Значит, для балетного танца требуется каждое движение отрабатывать?

- А как же! Каждое движение по сто вариантов: где-то по музыке не получается, по характеру не подходит, не музыкальное получается, третье - не стыкуется… Короче каждое движение по логике, по динамике, по смыслу, по характеру - все надо учесть. Это адский труд, поэтому я как выжатый лимон. Для занятия хореографией нужны комфортные условия, чтобы не думать о куске хлеба. Были моменты, когда я вообще валилась с ног и засыпала. Ставила перед собой  маленький портативный магнитофон и мне во сне снилась комбинация. Я просыпаюсь, нажимаю на кнопку и все сходится. Все, что не могла сочинить наяву, снилось во сне. Сразу все записывала, так как запомнить каждое движение невозможно. У меня две полные полки с записями этих движений.

- Сталина Азимовна, а поклонников у Вас много было?

-  Которые были мне дороги, как потом оказалось, боялись подойти  ко мне: думали, что я высокомерная. А я, наоборот, не любила наглых, которые лезут, а они-то и добиваются всего в жизни. Женщине-артистке одной невозможно быть порядочной. Или надо быстро замуж выходить или по другому пути идти. Поэтому я очень сочувствую девочкам, которые начинают в искусстве. Это так тяжело. У меня было много неприятностей и скандалов из-за этого.  Если бы я была сговорчивее и послушней, все у меня было намного лучше, наверное.

-  Но с чистой совестью легче жить…

-  Если бы я имела все, что мне полагается, наверное, так не мучилась бы. Неужели я это не заслужила за свой многолетний труд? Я думаю, что если бы я работала за границей и поставила столько спектаклей, как здесь, наверное, была бы миллионером. А просвета никакого нет. Видимо, судьба такая.

Смотрю, сейчас балет даже никуда не приглашают. Никому это не надо. Это даже не обидно, а неприятно. Потому что балет – это избранное искусство, сложное. Но с другой стороны, если порассуждать, правильно, оказывается, говорят: «Театр как люди: рождается, расцветает, доходит до кульминации и умирает». Я лично никак не могу с этим смириться. Потому что  должно быть Возрождение.

Следите за нашими новостями в Viber, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://viber.com/asia-plus

Сделай Asia-Plus своим главным источником новостей в Google Новости, подпишись на канал здесь