В дореволюционной России маскарады были излюбленной формой досуга, демократичной и широкодоступной. На маскараде можно было примерить чужую роль, найти интересного кавалера или недорогую содержанку, выступить с революционными лозунгами и многое другое.
Что же происходило на маскарадах 100 лет назад и чем они отличались от балов?
"Маскарады в губернских городах отличаются от обыкновенных танцевальных вечеров тем, что на них появляются совершенно неизвестные высшему кругу личности; дамы впускаются даром, дорогой туалет заменяет домино, часто переделанное из платья или салопа, и—потому на маскарадах бывает люднее и шумнее, хотя не так элегантно. Маскарады вообще демократичнее балов.
В половине или под конец вечера маски по большей части снимаются и все весело начинают отплясывать, если веселья не смутит какой-нибудь скандал подвыпившего мелкого чиновника или обидчивого армейского офицера (Авдеев “Меж двух огней”, 1869)
Маскарады любили за то, что они разрешали “сбросить оковы этикета”: дамы могли заявиться на маскарад в брюках или мини-юбке и позволить себе чуть больше свободы в отношениях с мужчинами (например, первыми знакомиться, приглашать на танец, но, разумеется, этим дело не ограничивалось).
На маскараде ломались социальные стены и предрассудки. Скрываясь под маской, на маскарад проникали "золушки" — кухарки и прачки, в надежде подцепить щедрого ухажера.
После маскарада в местных газетах появлялись фельетоны, заметки и карикатуры.
Судя по их содержанию, атмосфера на маскарадах 19-го века немногим отличалась от того, что мы наблюдаем на современных тусовках и в клубах. Подвыпившие господа искали подругу на одну ночь или постоянную содержанку, дамы искали господ, готовых выставить бесплатную выпивку и угостить ужином, заглядывали и темные личности…
О предстоящем маскараде сообщали афиши и объявления в газетах. Билеты можно было купить на входе.
Танцевальная программа составлялась заранее. Маскарад вел распорядитель, который следил за оркестром, гостями, объявлял танцы, улаживал мелкие недоразумения и т.д.
Маскарадные костюмы брали напрокат, заказывали или шили по выкройкам из модных журналов.
В конце вечера присуждали приз лучшему мужскому и женскому костюму. Бывало, смелые граждане делали костюм “на злобу дня” - высмеивали цензуру, жандармский произвол, политику власти и т.д. Полицейские частенько заглядывали на маскарад и отнюдь не затем, чтобы повеселиться.
На маскарадах случалось всякое. Бузотеры устраивали дуэли, разыгрывались семейные драмы, промышляли сутенеры и картежники ...
Периодически в газетах появлялись подобные заметки:
ЛОВЛЯ КРАСИВЫХ ДЕВУШЕК. На одесских маскарадных балах начали появляться предпринимательницы особого типа - в дорогих нарядах со сверкающими брильянтами. Они выслеживают красивых молодых девиц. Наметив среди них подходящий экземпляр, предпринимательницы с изысканной любезностью, не жалея комплиментов, завязывают знакомство с малоопытными девушками. Очарованная знакомством с милой представительной дамой, неопытные девушки легко попадаются на удочку. Недавно на маскарадном балу в новой купеческой бирже элегантная дама, вся увешанная бриллиантами, познакомилась с молодой девицей Б.Г. только что окончившей гимназию, и весь вечер занимала ее беседой, а на прощанье взяла с девушки слово, что она непременно и безотлагательно посетит ее. Она вручила девушке свою визитную карточку и прибавила любезно: «смотрите же душечка, жду вас и непременно. У меня всегда бывает интересное общество и я надеюсь, что вы проведете у меня время без скуки». На следующий день девушка похвалилась новым знакомством одному молодому человеку и, по словам «О.Л.», показала ему изящную визитную карточку «дамы». Оказалось, что эта дама не кто иная, как содержательница дома свиданий.
Мариупольская жизнь, 24 (11) февраля 1912 года
Маскарадное дело.
РЫБИНСК, 8,II. Полиции удалось выполнить распоряжение губернатора найти получившую первый приз на маскараде в Общественном клубе 18-го февраля 1911 года маску, под названием «Помещик», изображавшую мужика в рваном костюме, носившего на спине куклу помещика с цепью в одной руке и плетью в другой.
Маска, оказавшаяся писцом местного адвоката, подвергнут строгому допросу.
Распоряжение губернатора разыскать маску вызвано требованием из Петербурга. ("Русское слово", февраль 1909)
Драма на балу
Из Читы сообщают. «В читинском общественном собрании был устроен маскарад. На маскарад явились супруги Янковские. В разгар общего веселья в одной из боковых комнат вдруг грянули 4 выстрела. Оказалось, что землемер Янковский в припадке ревности двумя выстрелами в голову убил жену и застрелился сам. На другой день утром в своей квартире был найден повесившимся третий участник этой романтической истории, Ясинский, влюбленный в Янковскую». (Руль, 23(10) января 1911 года)
Как и в современных клубах, буфет на маскарадах был дороговат.
Источник заметок: сайт "Газетные старости" и блог bodhij
Иллюстрации: журнал "Шут", 1892 г., журнал "Вестник моды" (1890)