Наверняка вы слышали, что знаменитый русский Дед Мороз не всегда был добрым персонажем. Корни его образа уходят в славянскую мифологию и языческие представления, где прототипы седого дедушки отличались особой жестокостью.
Славянская мифология
В образе седого старика славяне представляли себе мороз –стихию, с которой было предпочтительно иметь хорошие отношения ради богатого урожая. То есть мороз был частью земледельческой культуры. Фольклорные представления о нем проявлялись в поговорках и загадках. «Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет». «Мороз невелик, да стоять не велит». «Дедушка мост мостит без топора и клиньев». Мороз предстает в образе старика, потому что это древняя стихия. Иными словами, с точки зрения мифологии, она появилась в период первотворения мира.
В рамках земледельческой культуры существовал обычай кликать мороз на кутью и блины. В разных регионах в качестве угощения могли быть овсяный кисель или щи. Происходило это в ритуальное время, связанное со святочными днями: канун Рождества, Васильев вечер, крещенский сочельник. Святки воспринимались славянами как точка, определяющая будущее. От этого периода зависел урожай. Потому холода должны были быть своевременными. Так появились понятия «рождественские» и «крещенские» морозы. Звать мороз могли, например, так:
«Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй».
Начало формирования образа
Считается, что одним из первых образ Деда Мороза литературно обработал Федор Одоевский в сказке «Мороз Иванович» (1840). Персонаж этой сказки был чем-то средним между своенравным, злым дедом и добродушным дедушкой.
В англоязычных странах тем временем существовало поверье о святом Николае Чудотворце, который в Рождество дарил детям подарки. Под влиянием европейской культуры постепенно менялся «миф о дарителе» в России. Детям стали говорить, что подарки им приносит некий волшебный старик.
В Советское время традицию Рождества попытались искоренить.
Скоро будет рождество,
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто елочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!
(Валентин Горянский. 1918)
Однако в 1935 году после статьи государственного деятеля Павла Постышева в «Правде» «елочную» традицию реабилитировали в празднике Нового года. «В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!», - писал Постышев.
Возвратившийся праздник вернул и Деда Мороза, который советской властью использовался и в пропагандистских целях.
С конца 1980-х Дед Мороз «обитал» в Архангельске, в середине 1990-х – в Лапландском заповеднике, наконец, с 1998 его резиденция стала располагаться в Великом Устюге.
Источники
Русская мифология. Энциклопедия
Досье на Деда Мороза / Naked Science
Душечкина Е. Легенда о человеке, подарившем елку советским детям