Безопасность взаиморасчётов между сторонами – важнейшее условие при совершении сделки с недвижимостью. Безопасность сделки должна выражаться в получении продавцом оплаты за проданную недвижимость после перехода права собственности на нее (регистрация в ЕГРН) покупателю.
При переходе права собственности на квартиру покупателем платеж должен быть гарантирован. Однако не все способы взаиморасчетов одинаково надежны и безопасны.
Использование сейфовой ячейки в сделках с недвижимостью подробно разбирали в предыдущих статьях. На этот раз рассмотрим оплату по безналичному расчету, сформулируем преимущества и недостатки данного способа платежа.
1. Аккредитив
Начиная примерно с 2009 года расчёт за куплю-продажу недвижимости через аккредитив начал набирать популярность. Ранее данный способ использовался только во взаиморасчётах между юридическими лицами, по договорам поставки например. Зарекомендовав себя с положительной стороны, в силу определенной безопасности для клиентов, договор поставки начал использоваться и в сделках с недвижимостью.
При расчётах через аккредитив плательщик (покупатель) открывает в пользу получателя (продавца) безотзывный покрытый аккредитив на определенный срок. Банк, открывающий аккредитив, называется банком-эмитентом. Открытие аккредитива производится посредством подачи плательщиком в банк заявления, в котором он указывает условия перевода денег получателю.
На момент подачи заявления в банк денежные средства плательщика должны находиться на счете в данном банке. После принятия заявления банк оформляет платежное поручение и перечисляет деньги плательщика на специальный аккредитивный счёт. На аккредитивном счёте деньги будут заблокированы на весь срок открытия аккредитива.
Для получения денег продавец должен принести в банк оригинал договора купли-продажи с отметкой о регистрации в ЕГРН. Принятие банком от продавца договора, его проверка и последующее перечисление денег называется исполнением аккредитива, а банк, проводящий данную процедуру, – исполняющий банк.
Плюсы. Банк производит платёж только после получения от продавца оригинала договора с отметкой о регистрации. Это безопасно для покупателя, поскольку он знает, что деньги будут перечислены лишь в случае перехода прав собственности на него.
Действующие тарифы за открытие аккредитива и проверку документов на сегодняшний день от 4500 до 10 000 рублей. Процедура не занимает много времени.
Минусы. Банк не несёт ответственности за подлинность предоставленных продавцом документов. К тому же существует операционный риск, который заключается в низком качестве оказываемых банком услуг. Были случаи, когда неквалифицированные сотрудники банка неправильно проводили внутрибанковские операции (фактически не открывали аккредитив), что ставило продавца в рискованное положение.
Фактическую регистрацию банк не отслеживает, что чревато последствиями. Так, продавец недвижимости может принести в исполняющий банк подложные документы, а банк, проверив соответствие внешних признаков требованиям аккредитива, произведет отчисления продавцу.
Также минусом является то, что в период регистрации банк может лишиться лицензии, а значит денежные средства зависнут в нём. продавец не получит своих денег и будет вынужден судиться с покупателем за квартиру.
2. Депозит нотариуса.
Расчёт через депозит возможен при нотариально удостоверенной сделки. Покупатель вносит на депозитный счёт нотариуса денежные средства для оплаты квартиры. Далее подаёт нотариусу заявление, в котором просит нотариуса произвести оплату после регистрации его права собственности на квартиру.
Нотариус получив от продавца договор с отметкой о регистрации производит платёж в его пользу.
Плюсы. Нотариус имеет возможность отследить фактическую регистрацию сделки. Деньги переводятся нотариусом сразу после получения подтверждения государственной регистрации (в случае аккредитива банк имеет право проверять документы до 5 рабочих ней). Покупатель считается исполнившим своё обязательство по оплате квартиры в момент зачисления денег на депозит, в не зависимости от их фактического получения продавцом (это как плюс для покупателя, так и минус для продавца).
Минусы. Не все нотариусы отслеживают фактическую регистрацию. Пользуйтесь проверенными нотариусами. Также есть опасность, что нотариус окажется мошенником, что приведёт к утрате полученных им денежных средств на депозит.
3. Номинальный счёт.
Новшество при расчётах с недвижимостью относительно других способов. Буквально 2-3 года назад данного способа не существовало. Сейчас он используется ограниченным количеством банков. Суть данного способа заключается в том, что продавец совместно с покупателем и банком открывают спец счёта (номинальный счёт) на который перечисляются денежные средства покупателя. Банк отслеживает фактическую регистрацию и после получения сведений из Росреестра о регистрации права собственности переводит деньги в пользу продавца.
Плюсы. Банк отслеживает регистрацию сделки. Банковская комиссия не велика. Быстрота оформления. Фактически требуется подписать договор и перевести деньги.
Минусы. Продукт ещё "сырой", обкатывается в основном на ипотечных сделках. Не известна детальная ответственность банка при данной форме расчётов, отсутствует устойчивая практика разрешения споров. При отзыве лицензии у банка, денежные средства подвисают.