Найти в Дзене
Секрет фирмы

Как упаковать бизнес, чтобы его хотел купить каждый

Оглавление

Ценообразование в мире и ценообразование в России — две совершенно разные истории. К сожалению, российский бизнес никто не будет оценивать так высоко, как оценивают компании на Западе. Российский рынок ограничен, здесь высокие риски и не развитые институты. Тем не менее, кое-какие правила оценки компаний тут существуют.

Автор: Максим Новицкий, основатель компании «Альтера-Инвест»

5 правил здорового бизнеса

1. Ваш бизнес должен быть независим от собственника.

Модель управления должна быть понятной и передаваемой, бизнес должен продолжать работать без сбоев, если основатель уходит. Независимость от собственника — первое, на что смотрит любой покупатель. Если вы не можете отделить себя от бизнеса и бизнес от себя, то скорее всего не сможете его продать.

Покупатели всегда с осторожностью относятся к собственникам-звёздам и к авторитарным владельцам, склонным строить системы ручного управления.

Должностные инструкции, регламенты, правильно выстроенная система в CRM, система отчётности, ERP-системы, прозрачные взаимоотношения мотивации и системы контроля качества — это то, что убедит будущего собственника в том, что купленный бизнес не развалится через два месяца.

2. У вас должно быть чёткое понимание будущего вашего бизнеса.

Как минимум в голове, а лучше на бумаге должна быть прописана стратегия компании на ближайшие 3-5 лет. Будущий покупатель бизнеса должен понимать, что произойдёт с делом в ближайшие годы и как его правильно использовать. Покупателя не интересует прошлое и настоящее компании, он приобретает будущие денежные потоки.

3. Прозрачность, прежде всего в финансах.

Финансовая отчётность должна быть составлена таким образом, чтобы её мог прочитать и понять даже тот, кто не имеет к вашей сфере никакого отношения. Доверьте составление отчётов хорошему финансисту, бухгалтеру. Но будьте в курсе всего, что происходит.

4. Юридическая чистота.

Разрешительная документация, отсутствие тёмного прошлого и рисков старого собственника. Все думают, что этот пункт важнее всего и перед продажей нужно только «причесать» документацию, получить все разрешения. На самом деле безупречно юридически оформленные документы, не повышают стоимости вашего бизнеса, если это не касается снижения некоторых рисков. Например, подписанный договор аренды на долгий срок снижает риски. Правильно оформленное ООО — норма, а не бонус.

5. Диверсификация рисков внутри и снаружи.

Много мелких клиентов лучше, чем один крупный клиент. К примеру, «Сбербанк» лучше кредитует компании, у которых есть регулярные поступления мелких платежей, а не тех, у кого мало крупных. Любой покупатель диверсифицирует риски и не хочет остаться без трети дохода, если от бизнеса уйдёт один клиент.

То же можно сказать и про сотрудников. Если всё держится на одном ключевом сотруднике, для покупателя это риск. В бизнесе должна быть система, а не зависимость от должностных лиц.

Делитесь публикацией и подписывайтесь на наш канал!