В январе 2018-го компания Amazon открыла полностью автоматизированный магазин Amazon Go без продавцов. Покупатель берёт с полки нужный товар и просто уходит — системы видеомониторинга определяют, что за товар он «купил», сколько он стоит, и списывают деньги с карты. Сейчас таких магазинов в США уже 7, ещё 2 готовятся к запуску. Смелый кейс укрепил тренд на внедрение крупными сетями IT-решений: своими пилотами и особыми «тестовыми» магазинами успела, в частности, похвастаться крупнейшая российская сеть X5 Retail Group. Многие удобные решения, которые пробуют лидеры рынка, основаны на видеоаналитике. Разберёмся, что это такое.
Для чего видеоаналитика нужна ритейлу?
Камерами для охраны сегодня никого не удивишь, ими оснащены практически все торговые точки и не только сетевые, но важно другое. Видеонаблюдение предоставляет огромный поток данных (системы генерируют больше трафика, чем видеохостинг YouTube), которые нужно правильно обрабатывать и использовать для решения бизнес-проблем. Осуществляться этот процесс в XXI веке может довольно легко, не требуя усилий владельца магазина. Алгоритмы машинного обучения умеют определять на полученных изображениях людей, товары и ценники самостоятельно. Поэтому камера с подключённым модулем видеоаналитики может сообщить, что:
- Количество людей в очереди превышает критическое число.
- На полке закончился нужный товар.
- Мерчендайзер забыл добавить акцию на ценнике, и это нужно срочно исправить.
Это далеко не предел возможностей. Хотя на рынке всё ещё много компаний, предлагающих обычное видеонаблюдение и аналоговые камеры, гораздо эффективнее использовать полноценный облачный сервис с возможностью в пару кликов подключить нужные аналитические модули. Облачные сервисы, специализирующиеся на видеоаналитике, могут предложить и усложнённые кастомизированные решения для каждой торговой точки: заказчику в этом случае нужно только определиться, каких данных ему не хватает и для чего. Это далеко не самая лёгкая задача, поэтому в этой статье мы фокусируемся на простом и очевидном желании ритейлера: сэкономить, но сохранить качество предоставляемых услуг.
Какой облачный сервис видеонаблюдения выбрать?
На этот вопрос есть, кстати, довольно много ответов: компаний, предлагающих как будто одинаковые услуги с практически дублирующими друг друга сайтами в интернете, вполне достаточно. Во-первых, следует обратить внимание на репутацию сервиса. Во-вторых, на его стабильность и технологические возможности. Разработка кастомизированных решений и внедрение типовых модулей требует от IT-компании, предоставляющей такие услуги, значительных производственных и интеллектуальных ресурсов.
Какие же из существующих решений видеоаналитики наиболее перспективны для ритейла с точки зрения экономии? Рассмотрим на примере сервиса Ivideon — компании с более чем 15 дата-центрами по всему миру, которая предлагает бизнесу облачные решения с 2010 года, в 2014 вошла в топ-20 российских стартов в сфере высоких технологий, а в 2018-м привлекла значительные инвестиции от венчурного фонда Rusnano Sistema SICAR.
«Умные» полки
В среднем в гипермаркете более 700 стеллажей с товарами, а это около 35 тысяч товаров, которые сложно контролировать, — считает директор по информационным технологиям ТС «Карусель» Василий Громов. По его мнению, сотрудникам магазина очень тяжело держать в голове план магазина, проверять остатки товаров и помнить о том, какие товары остались на складе, а что нужно немедленно заказать.
По статистике Ivideon, 25% покупателей полностью отказываются от дальнейших покупок в магазине при отсутствии товара, который они рассчитывали приобрести. Причин отсутствия товара на полке много: в 50% случаев это ошибка прогнозирования спроса, 20% — продукт есть в магазине, но не на полке и последние 10% — проблемы с логистикой. Всего в среднем в магазинах отсутствует на полках 20% товаров, из-за чего розничные сети ежегодно теряют от 2% до 4% товарооборота.
Чтобы поддерживать торговую выкладку в актуальном состоянии нужно технологическое решение, которое будет не просто показывать, что стоит на полках, но и отвечать на вопрос, каких товаров нет в зале. Этим занимается технология распознавания изображений — для этого Ivideon разрабатывает специальный модуль анализа наполненности полок товарами.
С помощью распознавания изображений с камер, за 10 секунд можно определить:
- Какие товары присутствуют на полке и количество фейсингов — товаров, которые создают внешний вид витрины и первыми попадают в поле зрения покупателя.
- Есть ли у товара ценник, и соответствует ли цена на нем утверждённой в центральном офисе.
- Присутствует ли промо-акция для данного товара.
- Какие товары отсутствуют на полке согласно ассортименту.
Также «умные полки» автоматически ставят задания на выкладку товаров и анализируют спрос на продукты. Работать с системой можно и с помощью мобильного приложения — таким образом владелец магазина и сотрудники постоянно видят актуальные данные в реальном времени. За надёжность приложений беспокоиться не придется: у Ivideon самый высокий мировой рейтинг среди мобильных приложений в категории решений систем видеонаблюдения, а пользуется сервисом более 3 млн клиентов.
Тепловые карты
В дальнейшем модуль «умные полки» планируется расширить — инструменты видеоаналитики смогут строить тепловые карты и пешеходные маршруты, чтобы определить оптимальные места для расположения товаров. С помощью анализа видео можно понять, какие секции пользуются спросом в течение дня или недели, и использовать информацию для оптимального расположения стеллажей или рекламных объявлений.
Тепловые карты могут улучшить конверсию для продуктов и торговой площади магазина — грамотное расположение торговых рядов избавляет от переполненных территорий и повышает интерес к товарам с низким спросом. Однако такой продукт может быть разработан только если у бизнеса будет реальная потребность в нём: совместно с разработчиками нужно оценить, решит ли аналитический модуль реальные задачи или останется лишь громким названием.
Распознавание лиц
Важнейшая базовая возможность, для реализации которой ритейлеры устанавливают системы видеоаналитики, — детекция и распознавание лиц. Это необходимо, например, для определения клиентов и создания чёрных и белых списков. В один входят воры и преступники, в другой — VIP-клиенты и постоянные покупатели, на которых нацелены программы лояльности. А учёт возраста и пола сможет помочь для составления портрета потребителя при формировании ассортимента.
На базе системы распознавания лиц разрабатываются другие продукты: анализ проходимости, оценка рентабельности конкретного магазина, контроль пребывания сотрудников на рабочих местах и даже отслеживание эмоционального состояния покупателей. Посмотрим, какие из них могут получить наибольшее развитие в 2019 году.
Управление очередями
По статистике Ivideon, в кассовой зоне из-за длинных очередей теряется около 40% выручки. Эту проблему может решить мониторинг кассовой зоны, выявляя нарушения, ликвидируя очереди и разрешая спорные ситуации. Алгоритмы детекции очередей помогают выявить проблемы при обслуживании, оптимизировать количество касс и персонала, перераспределять клиентов при необходимости и рассчитывать среднее время пребывания человека в очереди.
Очереди обнаруживаются с помощью нейронных сетей — определяются головы людей в кадре и по ним считается количество покупателей в очереди. Если у кассы скапливается больше допустимого числа людей — сотрудникам приходит уведомление на смартфоны и компьютеры, что нужно открыть ещё одну кассу.
Чтобы эффективнее использовать камеры и повысить их рентабельность, можно задать зоны детекции и контролировать сразу несколько точек обслуживания. В Ivideon можно задавать произвольные формы и расположение очереди, что позволяет с помощью одной камеры контролировать сразу несколько зон в торговом зале. Каждая очередь регулярно фотографируется и отмечается область детекции.
Также детектор очередей может строить интерактивные отчеты:
- Определять пиковые нагрузки, динамику образования очередей и сравнивать проблемные зоны в нескольких заведениях.
- Просматривать отчеты в браузере или делать экспорт в Excel (в формате csv).
- Получать уведомления об изменениях на почту.
Подсчёт посетителей магазина
Детектирование людей помогает не только в очередях или торговых зонах, но и на входе и выходе из магазина. К примеру, недобросовестные продавцы могут объяснять низкие продажи отсутствием посетителей в магазине. Но есть простой и эффективный механизм подсчёта покупателей — по лицам. Система распознавания лиц умеет считать уникальных посетителей магазина, исключая повторения и сотрудников.
Анализ действий персонала и посетителей
Видеоаналитика помогает разделить персонал от посетителей по одежде и другим методами, оценивать качество обслуживания и перераспределять персонал в магазине в зависимости от числа покупателей. Это позволит снизить время обслуживания и улучшить лояльность клиентов. Также руководитель может отслеживать время прихода и ухода сотрудников, контролировать дресс-код, фиксировать случаи воровства и порчи товара.
Некоторые системы умеют определять как спорные ситуации, вроде пропуска товара при сканировании или двойного сканирования, так и фиксировать случаи мошенничества или ошибок персонала: ручной ввод цены, неподтверждённые скидки, неправильные возвраты, ошибки в выдаче наличных или чеков, продажа алкоголя после 23:00 или пересчёт кассы для изъятия неучтённого остатка.
И всё-таки, почему облако?
Обычное подключение системы видеонаблюдения может быть недостаточно эффективным: каждая зона обслуживается на отдельном узле связи, а объединение их в сеть накладно по объему данных и стоимости интернет-канала. Эту проблему решает подключение облачной инфраструктуры, которая к тому же, позволяет удаленно контролировать любой бизнес без привязки к физическому месту.
Платформа Ivideon позволяет объединить большое количество камер в один личный кабинет, куда подгружается вся статистика из аналитических модулей, используя облако для хранения видео и информации о событиях. Для быстрого доступа к видео, событиям, настройкам и удобным отчетам можно использовать бесплатные мобильные и десктопные приложения или обычный браузер.
Подключение облачного видеонаблюдения не занимает много времени — Ivideon предлагает бесплатно подключить камеры из магазина в собственную систему, которой пользуется более 3 млн клиентов, и протестировать её возможности. Вся настройка занимает 99 секунд — спустя пару минут владелец магазина может начинать получать данные о числе посетителей и очередях.
Если требуется обновлять настройки камер: отключить часть микрофонов в переговорных, снизить или увеличить качество картинки, то это делается удалённо, несколькими щелчками мыши или в несколько тапов по экрану телефона: нет необходимости вызывать специалиста на объект и оплачивать его услуги дополнительно.
Перечисленные решения активно пилотируются, внедряются и развиваются крупными сетями, однако, сервис Ivideon нацелен также на их адаптацию — в первую очередь, ценовую, к нуждам среднего бизнеса и небольших сетей. Поэтому продвинутая видеоаналитика сегодня может быть доступна торговым точкам, в которых установлено совсем немного камер.
Retail.ru
На правах рекламыТеги: Ivideon Amazon Go X5 Retail Group
Статья относится к тематикам: Retail, Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.