Найти тему
1,8K подписчиков

Почему нельзя писать в соавторстве

121 прочитал
  Успешность отдельных тандемов, как все исключения, лишь подтверждает правила.

Успешность отдельных тандемов, как все исключения, лишь подтверждает правила.

Нельзя полноценно писать вместе не в смысле внешнего запрета, но в силу различий в психике людей, обусловленной генетически.

Однако в отдельных областях литературное сотрудничество допустимо. Во-первых, в соавторстве можно писать научные статьи (см. выше картинку из архива автора). Здесь все просто: члены творческого коллектива решают разные задачи.

Один возится с интегралами (теория); другой проводит эксперимент на аппаратуре (практика); третий занимается цифровым моделированием физического процесса (программирование). Каждый индивидуально ставит себе задачу и решает ее. Совместно обсуждаются вопросы оформления – графики, иллюстрации, ссылки на другие статьи – а пишет, как правило, один человек, используя результаты всех.

Аналогично создаются научные книги и книги прикладного характера. Здесь соавторы, как нерастворимые субстанции! Они не смешивают свои наработки, а дополняют друг друга.

В художественной литературе не все так очевидно.

В ней можно выделить уже два пути соавторства. В основе первого, как и в написании прикладной литературы, лежит принцип дополнения. Допустим, мужчина и женщина могут написать две части книги: одну часть пишет мужчина от лица героя, другую женщина от лица героини. Затем эти части просто механически складываются.

Можно представить себе сочетания авторов: бедный-богатый, пожилой-молодой и другие оппозиционные пары. В итоге мы получаем оппозицию во взглядах на одно и то же явление.

Однако чаще соавторы в художественной литературе распределяют между собой функции. При этом объединяются не только пары, соавторов может быть и больше двух. Например, один придумывает сюжетную схему, другой создает образы или описания, третий берет на себя технические заботы или организаторские. При создании издательских проектов такой организатор может распределить между авторами отдельные главы, предварительно отметив границы истории. И в этих границах отдельный соавтор может чувствовать себя творцом. Но тут мы вступаем уже на территорию «промышленного» писательства.

Но оставим в стороне безымянных литературных рабов, то есть, взаимозаменяемых соавторов. Вспомним литературные пары, добившиеся всемирной известности. Где авторы работали слаженным тандемом, как две шестеренки. Ильф и Петров, братья Стругацкие или, ближе к нашему времени, авторы, использующие общий псевдоним ОЛДИ, а также Марина и Сергей Дяченко и другие менее именитые пары.

Сохранились интервью, воспоминания, где некоторые из этих писателей рассказывали об особенностях и сложностях при сотрудничестве.

О споре, в котором рождается истина, писал Борис Стругацкий: «Полная свобода обсуждения и критики. Непрерывный спор (за каждое слово, иногда за запятую, предлагаемую «не там»). Каждый волен был не только править - полностью забраковать предлагаемый вариант».

То есть, работая совместно над книгой, соавторы могли подсказать друг другу идеи, повороты сюжета, и сами воплощать их.

Но так ли уж часто встречаются случаи успешного сотрудничества авторов художественной литературы?

Увы, это, действительно Случаи! То есть, события, выпадающие из общей статистики: количество успешных соавторов менее 1% среди общего числа известных авторов. Они так же вероятны для рядового автора, как миллионные тиражи Джоан Роулинг.

И еще два ограничения, сужающие круг потенциальных успешных соавторов. Первое: они реализуются, в основном, в остросюжетных жанрах или в жанре фантастики, то есть там, где на первый план выходят хитросплетения сюжета. И второе: большинство успешных тандемов являются супругами или родственниками. Попытки друзей писать совместно в долгосрочном прогнозе не оправдывают себя и распадаются.

В какой-то степени писать рассказ вместе с кем-то – это приятное времяпровождение, и порой на выходе и появляется нечто стоящее. В таком тандеме один человек, безусловно, имеет литературный талант, а другой способствует его раскрытию. Если по каким-то причинам жизнь разводит таких соавторов, то лишь один из них сохраняет взятую планку писательства, а другой отходит от литературных занятий.

Дело в том, что творческий посыл обычно возникает в подсознании пишущего и опирается на его психофизиологические характеристики. В процессе сочинения писатель все глубже и глубже погружается в недра собственного бессознательного. Соавтор мешает этому процессу.

Поэтому, так называемый, интеллектуальный роман хорошо может быть написан только автором-одиночкой. И даже авторская беллетристика выигрывает в сравнении с книгами, написанными в команде. Здесь справедлива формула, по которой при сложении слагаемых сумма уменьшается.