В юности Клод Моне рисовал карикатуры. Да такие, что в его родном городе они были знамениты. Все, кроме тех, кто был на них изображен, обсуждали их с удовольствием. Рисовал юноша, как вы понимаете, власть имущих, поэтому впоследствии администрация не выдала ему стипендии на обучение живописи. Клод Моне, который рос в обеспеченной семье, имея очевидный талант и даже продавая ранние почеркушки, был уверен, что мир должен прогнуться перед ним и прогнуться красиво. За первое время учебы в Париже студент растратил свои накопления.
С этого времени и до 46 лет его постоянной спутницей будет нищета. Когда им с женой и ребенком нечего было есть и нечем было согреться, это значило, что кредит во всех ближайших лавках уже был превышен. Думаю, что если бы Моне возвращал все сделанные им долги, то просто не выжил бы.
Нам трудно представить насколько живопись импрессионистов отличалась от привычной на тот момент академической. Поверьте на слово - очень сильно. Эти работы казались наглой незаконченной мазней. "Чистый эстетический взгляд" - это как "полная свобода" или То Чего Не Может Быть в русских сказках.
Вспомните, как лихорадило Францию во второй половине XIX века. Люди, которые ругали импрессионистов за разрушение устоев, в том числе вымещали на них злобу за отсутствие безопасности и прежних доходов. Верно и обратное: многие из тех, кто первыми оценил импрессионистов, в большей степени ценили их оппозиционность официальному искусству (а значит и власти, за критику которой сажали). Папаша Танги, некоторое время несший импрессионистов на своих плечах - бывший политзаключенный. В общем, художнику-новатору в то время до славы надо было жить долго и хитро.
И Моне именно что дожил, постепенно приспособив свой характер к окружающему миру. Сначала даже сотоварищи импрессионисты были недовольны им - он нещадно демпинговал, продавая свои картины за копейки. А потом - удача! - достаточно далекий от их тусовки человек захотел по незнанию купить его картину по принципиально более высокой цене. Продвинутые пользователи знают, как сильно это расправляет крылья. Моне сбегал от Дюран-Рюэля, который поддерживал его в голодные годы, к другому продавцу картин, который обещал больше плюшек. Презрев все, что Дюран-Рюэль вкладывал в него все эти годы! Моне, кстати, и в свои голодные годы часто путешествовал первым классом на заемные деньги.
Старость он прожил богатым патриархом, рачительным хозяином поместья и другом премьер-министра Франции Клемансо. Мальчик-карикатурист, насмехавшийся над старшими, студент, считавший что мир ему должен и мужчина, выделяющий деньги для устройства города, чтобы в нем не строили завод и не портили его сад - это три разных человека, откликавшихся на одно имя. Возможно, мэтру неприятно было бы вспомнить, как он сбегал из гостиницы, чтобы не платить за нее. Хотя для юнца это был единственный способ выжить, поев плюшек. Люди зачем-то воспевают "верность себе", но Моне, к счастью, умел меняться.
Однажды ему, уже седому патриарху принесли его раннюю картину. Художник взревел и проткнул ее кулаком. Владелец холста опечалился. И Моне предоставил ему на выбор любое из своих последних произведений. Тот выиграл гораздо большие деньги. Когда он уехал, близкие намекнули мэтру, что возможно гость специально добивался такой реакции, чтобы поживиться.
- Ну и что! Вот бы все их выкупить и уничтожить!!!
P.S. Читайте страничку Pro искусство на фейсбуке и подписывайтесь на этот канал Яндекс Дзена!