В художественном фильме "Белый шквал" бриг Альбатрос погибает, попав в белый шквал. Может ли такое случиться на самом деле?
Почему бриг Альбатрос оказался в белом шквале, и что это такое вообще.
Белый шквал - это по сути шквалистый ветер, сопровождаемый большим количеством осадков в виде дождя, града, или снега. Главное - это резкое изменение скорости ветра.
В фильме Альбатрос спокойно идет под всеми парусами галфвиндом (это когда ветер дует в борт корабля почти под прямым углом).
Для любого плавания самым опасным этапом является возвращение домой, когда уже какой-никакой опыт управления кораблем появился, а страх улетучился, плюс накопившаяся усталость и мысли о доме.
Все это приводит к потере бдительности. Именно это и сгубило Альбатрос.
Видя, что надвигается шторм, что молнии уже бьют в воду, капитан всего лишь предупреждает экипаж держаться подальше от снастей, чтобы вдруг не получить разряд.
Идет смена вахты. Паруса стоят все, корабль стоит под прямым углом к ветру (одно из самых опасных положений для парусника с прямым парусным вооружением, еще и при полных парусах).
В момент когда на корабль налетает шквал, команда ничего не успевает предпринять, корабль резко начинает крениться на левый борт, из-за того, что скорость ветра резко увеличилась, корабль также накренился сильнее, чем при установившемся ветре такой же величины (физика остойчивости корабля).
Итак, корабль находится в положении максимально допустимого крена, когда можно потерять остойчивость и опрокинуться, капитан отдает команду рулевому привестись к ветру, но говорит ему не эту фразу, а просто право руля, и при этом машет рукой в нужную сторону, думая, что так проще понять команду.
Рулевой - молодой пацан, в состоянии испуга за свою жизнь и непонимания зачем править на ветер решает повернуть влево по ветру, что усугубляет ситуацию, потому, что площадь парусности в таком случае увеличивается, и сила, кренящая корабль тоже увеличивается.
Рушатся снасти, бриг ложится на бок. С этого момента корабль гибнет.
Если бы рулевой выполнил команду правильно, то бриг в кратчайший срок вышел в мертвую зону, причем площадь парусности постоянно бы уменьшалась вместе с креном, корабль мог избежать опрокидывания.
Если смотреть фильм впервые, то просто ломается мозг, почему так странно ведет себя капитан, машет влево, командует вправо и парус надут в противоположную сторону.
Ответ прост. При съемках операторы наклонили камеру не в ту сторону)))) При монтаже пришлось жертвовать и капитаном и парусом, чтобы спасти крен))) Этот эпизод просто отображен по горизонтали.
Если отобразить его обратно, то все встает на свои места. Ветер справа, капитан машет вправо, а Тодд потихонечку перекладывает руль влево, капитан это видит и командует "право руля".
Кто виноват в гибели
Полная ответственность на капитане, он должен был предвидеть появление шквала, он должен был проинструктировать рулевого о действиях в схожих случаях. Тогда у них не возникло бы разногласий в реальных условиях.
Белый шквал очень опасен. В наши дни на Балтике можно очень здорово пострадать от этого природного явления.
Дай Бог мореходам избегать неожиданных шквалов.
Вас могут заинтересовать эти темы:
Как мореходы прокладывают путь на карте
Мэл Фишер - 20 лет поисков сокровищ на дне моря