Найти в Дзене
Мореход

Белый шквал - внезапная гибель брига Альбатрос

Оглавление

В художественном фильме "Белый шквал" бриг Альбатрос погибает, попав в белый шквал. Может ли такое случиться на самом деле?

Сцена гибели брига "Альбатрос" очень трагична, вместе с кораблем погибает часть экипажа, включая жену капитана. Сцена их прощания разрывает душу. Кадр из х/ф "Белый шквал"
Сцена гибели брига "Альбатрос" очень трагична, вместе с кораблем погибает часть экипажа, включая жену капитана. Сцена их прощания разрывает душу. Кадр из х/ф "Белый шквал"

Почему бриг Альбатрос оказался в белом шквале, и что это такое вообще.

Белый шквал - это по сути шквалистый ветер, сопровождаемый большим количеством осадков в виде дождя, града, или снега. Главное - это резкое изменение скорости ветра.

В фильме Альбатрос спокойно идет под всеми парусами галфвиндом (это когда ветер дует в борт корабля почти под прямым углом).

Для любого плавания самым опасным этапом является возвращение домой, когда уже какой-никакой опыт управления кораблем появился, а страх улетучился, плюс накопившаяся усталость и мысли о доме.

Все это приводит к потере бдительности. Именно это и сгубило Альбатрос.

Видя, что надвигается шторм, что молнии уже бьют в воду, капитан всего лишь предупреждает экипаж держаться подальше от снастей, чтобы вдруг не получить разряд.

Идет смена вахты. Паруса стоят все, корабль стоит под прямым углом к ветру (одно из самых опасных положений для парусника с прямым парусным вооружением, еще и при полных парусах).

Кадр из х/ф "Белый шквал"
Кадр из х/ф "Белый шквал"

В момент когда на корабль налетает шквал, команда ничего не успевает предпринять, корабль резко начинает крениться на левый борт, из-за того, что скорость ветра резко увеличилась, корабль также накренился сильнее, чем при установившемся ветре такой же величины (физика остойчивости корабля).

Итак, корабль находится в положении максимально допустимого крена, когда можно потерять остойчивость и опрокинуться, капитан отдает команду рулевому привестись к ветру, но говорит ему не эту фразу, а просто право руля, и при этом машет рукой в нужную сторону, думая, что так проще понять команду.

Рулевой - молодой пацан, в состоянии испуга за свою жизнь и непонимания зачем править на ветер решает повернуть влево по ветру, что усугубляет ситуацию, потому, что площадь парусности в таком случае увеличивается, и сила, кренящая корабль тоже увеличивается.

Кадр из х/ф "Белый шквал"
Кадр из х/ф "Белый шквал"

Рушатся снасти, бриг ложится на бок. С этого момента корабль гибнет.

Если бы рулевой выполнил команду правильно, то бриг в кратчайший срок вышел в мертвую зону, причем площадь парусности постоянно бы уменьшалась вместе с креном, корабль мог избежать опрокидывания.

Очень серьезный промах режиссера: Корабль накренен влево, ветер дует в правый борт, а парус (бизань) оттянут в правую сторону - против ветра)))) Капитан кричит: "Тодд, право руля и машет влево".
Очень серьезный промах режиссера: Корабль накренен влево, ветер дует в правый борт, а парус (бизань) оттянут в правую сторону - против ветра)))) Капитан кричит: "Тодд, право руля и машет влево".

Если смотреть фильм впервые, то просто ломается мозг, почему так странно ведет себя капитан, машет влево, командует вправо и парус надут в противоположную сторону.

Ответ прост. При съемках операторы наклонили камеру не в ту сторону)))) При монтаже пришлось жертвовать и капитаном и парусом, чтобы спасти крен))) Этот эпизод просто отображен по горизонтали.

Если отобразить его обратно, то все встает на свои места. Ветер справа, капитан машет вправо, а Тодд потихонечку перекладывает руль влево, капитан это видит и командует "право руля".

Кто виноват в гибели

Полная ответственность на капитане, он должен был предвидеть появление шквала, он должен был проинструктировать рулевого о действиях в схожих случаях. Тогда у них не возникло бы разногласий в реальных условиях.

Белый шквал очень опасен. В наши дни на Балтике можно очень здорово пострадать от этого природного явления.

Дай Бог мореходам избегать неожиданных шквалов.

Вас могут заинтересовать эти темы:

Как мореходы прокладывают путь на карте

Утерянные сокровища Испании

Мэл Фишер - 20 лет поисков сокровищ на дне моря

Понравилась статья? Поставьте палец вверх и подпишитесь на канал "МОРЕХОД"