Из дневника педагога дополнительного образования.
Знаете анекдот-историю миллионера о том, как он покупал грязные яблоки по центу за штуку, мыл и продавал за 2 цента, а потом просто ограбил банк и стал миллионером? Вот это про меня: я звонил в школы по всем вакансиям, ходил на собеседования, слушал двухцентовые обещания и ждал, когда же поступит предложение мечты. Но оно не поступало. И вдруг случайно встретил своего давнего друга, с которым мы много лет провели вместе на борцовском ковре, а потом потерялись из виду. Оказывается, он в моем районе устроился на работу в школу, прямо скажем, с не самой лучшей репутацией, работает инженером по техники безопасности и ведет секцию боевого самбо. Узнав про мои мытарства, он меня прямиком повел к директору школы, представил как разностороннего творческого человека и сильного борца, и сказал, что школе такие люди нужны.
«Вакансий на ведение предметов у меня свободных нет, да вы к тому же без педагогического образования, - стал чесать лоб директор, - Но вот я думаю: а не взять ли вас на работу тьютором? У меня есть такая ставка. Функционал, правда, не совсем понятен, но мы что-нибудь придумаем».
Узнав, что тьютор - это не ругательное слово, я согласился. К тому же, выяснил потом, что согласно современным правилам разделения труда в школе учитель - это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает ученику оформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. А тьютор - это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. В теории не очень понятно, но на практике все оказалось гораздо проще.
Отсутствие специального образования не позволяло мне вести предметы или даже вывести детей на спортплощадку или на борцовский ковер. Я пробовал найти себе применение в дополнительном образовании, но вся поляна была уже занята и придумать что-то новое было сложно. Но дело для меня нашлось!
Однажды мой приятель оформлял акт по случаю травмы, полученной ребенком, освобожденным от физкультуры непосредственно в спортзале и страшно ругался: «Ну как теперь объяснить, почему он со справкой был в спортзале и сломал ногу!» - оказывается, освобожденные, а их было человек пять, стали гоняться друг за другом в спортзале: один поскользнулся и упал, другой упал на него и прямо на лодыжку, которая вдруг хрустнула. Парня забрала скорая. Мой приятель мастер спорта международного класса по самбо хватался за сердце и пил валокордин. Успокоившись, он посмотрел на меня и сказал:
- А что если ты будешь собирать всех освобожденных, прогульщиков без формы, хулиганов, которых за безобразия выгоняет из зала преподаватель, собирать их в классе и чем-нибудь с ними заниматься?
- А чем заниматься? – поинтересовался я.
- Придумаем.
Я согласился и это был очень неосторожный шаг с моей стороны. Представьте себе обычный класс, где одномоментно собираются дети разных возрастов – с 1 по 11 классы, причем не самые прилежные и ты совершенно не знаешь, чем занять эту разношерстную ораву и как ее успокоить.
Опытные учителя смотрели на меня с сожалением, но по-дружески говорили, что если выдержу хотя бы одну четверть такого ералаша, то значит я прирожденный педагог и можно будет строить дальнейшую карьеру в этой сфере.
Я до сих пор вспоминаю о той четверти с содроганием, но все-таки я ее выдержал и не опозорил гордого имени тьютора…