Найти в Дзене
artofwar

Особые рода войск. Вспомогательные (инженерные) войска. Часть 2: Понтонные, строительные, ремонтные службы

Для того, чтобы армия оказалась в нужном месте в нужное время, необходимо строить множество объектов – мостов, лагерей и т.д. Для того, чтобы она могла вступить в бой, нужны службы, ремонтирующие поломанную и поврежденную технику. В этой заметке мы поговорим о том, как организованы эти «вспомогательные» войска.

Как организованы переправы войск через реки?

Когда-то армии переправлялись через реки только вплавь и по мостам. Но уже в древнейшие времена армии начали сопровождать специальные войска, предназначенные для организации переправ. Сегодня их называют «понтонными» войсками/службами – от слова «понтон», обозначающего один из типов средств переправы.

Поскольку переправа часто производится перед войсками врага, то понтонные войска являются именно войсками: действуют под огнем, защищаются от него, оборудуют переправы средствами подавления вражеского огня.

Стоит разграничить три типа средств преодоления водных пространств:

· капитальные (постоянные, долгосрочные) сооружения (их сложно создать в боевых условиях, и ими занимаются военные строители, а не понтонные службы);

· временные стационарные переправы (мосты; сегодня чаще всего называются понтонными мостами);

Быстроразворачиваемый понтонный мост ПП-91М. Перевозится на специальном грузовике и сбрасывается с него на берег, разворачиваясь в понтонный мост. (Im. Source: Wiki)
Быстроразворачиваемый понтонный мост ПП-91М. Перевозится на специальном грузовике и сбрасывается с него на берег, разворачиваясь в понтонный мост. (Im. Source: Wiki)

· временные средства переправки конкретной боевой единицы (лодки, плоты, в том числе понтонные).

Понтон, на котором переправляется танк (Т-34), Вторая Мировая война, Дон. (Im. Source: Wiki)
Понтон, на котором переправляется танк (Т-34), Вторая Мировая война, Дон. (Im. Source: Wiki)

Понтонные войска собирают соответствующие конструкции на берегу, после чего быстро развертывают их на воде и организуют погрузку на них боевых единиц. А затем и выгрузку. Водными поверхностями могут быть и реки, и озера, и болота.

Понтонные службы можно считать самостоятельным родом войск, поскольку из них формируются крупные организационно самостоятельные соединения. Они обычно не подчиняются боевым соединениям, редко передаются в качестве средств усиления. Напротив, в практике современной армии наличие понтонных служб на уровне подвижных (кавалерийских/танковых/механизированных) корпусов и в составе любых армий. При проведении крупных наступательных операций, связанных с переправой через водные рубежи, формируются и более крупные понтонные соединения.

Как организованы военно-строительные службы?

Людям, далеким от войны, сложно себе представить, какое количество объектов приходится строить воюющей армии. Солдат нужно размещать, для этого нужны лагеря (палатки и временные здания в относительно спокойной обстановки, блиндажи в боевых). В траншеях, вырываемых самими солдатами, больше нескольких дней размещаться нельзя (разовьется множество болезней), а более сложные долговременные сооружения могут построить только инженеры.

Кроме этого, войскам могут требоваться долговременные оборонительные сооружения: бункеры, ДОТы (долговременные [бетонные] огневые точки), ДЗОТы (дерево-земляные огневые точки), противотанковые ежи и т.д. Они создаются во внебоевой обстановке заранее на направлениях вероятного наступления противника или в мирное время. И если в мирное время этим могут заниматься гражданские строительные компании, то во время войны на них рассчитывать не приходится.

"Противотанковый еж" ("Чешский еж" на английском). Одна из быстроразвертываемых оборонительных конструкций, которые военные строители могут быстро перебросить с одного места на другое. Танк, наезжающий на еж, рискует потерять гусеницу (в лучшем случае) или лишиться трансмиссии ( в худшем). Их легко снять строителям, они не взрываются, поэтому достаточно безопасны. (Im. Source: Wiki)
"Противотанковый еж" ("Чешский еж" на английском). Одна из быстроразвертываемых оборонительных конструкций, которые военные строители могут быстро перебросить с одного места на другое. Танк, наезжающий на еж, рискует потерять гусеницу (в лучшем случае) или лишиться трансмиссии ( в худшем). Их легко снять строителям, они не взрываются, поэтому достаточно безопасны. (Im. Source: Wiki)

Военные строители также создают мосты и дороги (в том числе железные), склады боеприпасов и другие инфраструктурные объекты. Всю эту работу приходится проделывать каждый раз, когда войска куда-то перемещаются – в том числе, когда они наступают. Если войска сильно удаляются от старой инфраструктуры, а военные строители не успевают создать новую, то военные говорят, что «отстали тылы» - и либо наступление вовремя прекращается, либо армия терпит поражение. Конечно, некоторую помощь может оказать инфраструктура врага, но она есть не везде. И как раз при глубоких прорывах во вражеский тыл ее больше всего не хватает: там есть склады снабжения и дороги, но нет объектов для размещения войск.

Строительные объекты часто размещены в тылу, да и укрепления могут понадобиться в любой точке, поэтому военно-строительные войска не подчиняются боевым подразделениям, а образуют самостоятельный род войск. В некоторых случаях их могут «передавать на аутсорс», то есть привлекать ЧВК: частные военные компании (именно так поступают США). Но ключевое в их названии – слово «военные». Гражданские компании не могут обеспечить нужных армии характеристик строительных работ.

В России у военных строителей очень плохая репутация: слово «стройбат» (строительный батальон) в общественном сознании ассоциируется преимущественно с генеральскими дачами. Их часто пытаются «сократить» (в том числе расформировали как род войск), но закона о ЧВК у нас нет (и ассоциируется этот термин не с инженерными службами, а с наемниками). Отчасти это происходит потому, что по всей стране и так уже разбросано множество гарнизонов.

Само по себе сворачивание военно-строительных служб в мирное время не так уж страшно: их можно быстро восстановить с началом войны, если есть технологии, уставы, организационные модели и мобилизационные планы. Вот на счет их сохранности есть, к сожалению, сомнения.

Как организованы военно-ремонтные службы?

Усилиями плохих советских «историков», написавших тонны галиматьи про начало Великой Отечественной Войны, у большинства россиян сложилось совершенно неправильное представление о ремонтных службах и поврежденной технике. Читая росказни про якобы «небоеспособные» или «небоеготовые» танки и самолеты, люди думают, что сломавшийся танк – это приговор, что его остается только бросить на обочине. В действительности же ремонтные войска – важнейшая часть любой армии с древних времен (когда ремонтировались осадные орудия) и до наших дней.

Среди всех родов войск только флот требует «капитального ремонта», то есть помещения корабля после плавания в док на несколько месяцев. Сухопутные и военно-воздушные войска с поврежденной техникой работают постоянно, в том числе и на поле боя. Условно говоря, сбитая гусеница танка, заклинившее орудие, поломанная коробка передач – это все абсолютно «рабочие» ситуации, с которыми приходится сталкиваться постоянно. Если у армии (вернее, у полка и корпуса) нет ремонтных служб, способных с этими проблемами справиться, то она вообще воевать не может, поскольку половину техники потеряет по дороге к полю боя. То же касается и авиации, где ремонтировать самолет нужно после каждого вылета.

Все поломки можно разделить на четыре уровня:

· те, что устраняются механиком непосредственно в военном подразделении на поле боя (подбитая гусеница);

· те, которые нуждаются в ремонте в полковых мастерских (сломанная коробка передач);

· те, которые нуждаются в ремонте в корпусных мастерских (сорванная башня танка);

· те, для устранения которых технику нужно отправлять на завод (танк горел).

На этих уровнях и располагаются ремонтные службы. Помимо собственно ремонтных, они включают в себя и эвакуационные подразделения, ответственные за вывоз техники с поля боя. Чем лучше они организованы, тем эффективнее армия. Самой эффективной ремонтной службой Второй Мировой Войны (а значит, и вообще в истории военного дела) была, безо всякого сомнения, финская: поскольку финны были отрезаны от источников запчастей, то против СССР они (очень успешно) воевали, собирая весь доступный им хлам (например, двигатели сбитых советских самолетов). Напротив, ремонтные службы СССР/России считались и продолжают считаться весьма посредственными, а технику у нас склонны считать «одноразовой».

Centurion ARV Mk II - ремонтно-эвакуационная машина израильской армии на базе британского танка "Центурион".  (Im. Source: Wiki)
Centurion ARV Mk II - ремонтно-эвакуационная машина израильской армии на базе британского танка "Центурион". (Im. Source: Wiki)

Ремонтные службы способны полностью изменить исход сражения, восстановив от 1/3 до 2/3 поврежденной техники прямо по ходу операции (за несколько дней или недель). И наоборот, сохранение за собой поля боя считается очень важным в военном деле, поскольку отступившая сторона бросает на нем поврежденное оружие и технику (от мечей и стрел до винтовок и танков), в то время как удержавшая поле боя часто может собрать оружие и технику противника.

Битва на линии Газала (1942г.) - крупнейшее танковое сражение Второй Мировой Войны. Дело происходило в африканской пустыне, где подкрепления поступали очень долго (растянутые линии снабжения), поэтому обе стороны постарались развернуть максимально качественные ремонтные подразделения. В результате цифры потерь в битве выглядят немного специфично. У немцев до начала 4-дневного танкового боя в "Котле" было около 500 танков, у Союзников около 800. В бою Союзники потеряли больше 1200 танков, немцы больше 400. По итогам боя у англичан танков осталось около 300, у немцев около 300. Сколько раз за эти 3! дня отремонтировали каждый танк - можете подсчитать сами. И в эти потери входят, естественно, только танки, потребовавшие ремонта на уровне мастериских; подбитые гусеницы никто не считал. (Im. Source: Wiki)
Битва на линии Газала (1942г.) - крупнейшее танковое сражение Второй Мировой Войны. Дело происходило в африканской пустыне, где подкрепления поступали очень долго (растянутые линии снабжения), поэтому обе стороны постарались развернуть максимально качественные ремонтные подразделения. В результате цифры потерь в битве выглядят немного специфично. У немцев до начала 4-дневного танкового боя в "Котле" было около 500 танков, у Союзников около 800. В бою Союзники потеряли больше 1200 танков, немцы больше 400. По итогам боя у англичан танков осталось около 300, у немцев около 300. Сколько раз за эти 3! дня отремонтировали каждый танк - можете подсчитать сами. И в эти потери входят, естественно, только танки, потребовавшие ремонта на уровне мастериских; подбитые гусеницы никто не считал. (Im. Source: Wiki)

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory