Для того, чтобы армия оказалась в нужном месте в нужное время, необходимо строить множество объектов – мостов, лагерей и т.д. Для того, чтобы она могла вступить в бой, нужны службы, ремонтирующие поломанную и поврежденную технику. В этой заметке мы поговорим о том, как организованы эти «вспомогательные» войска.
Как организованы переправы войск через реки?
Когда-то армии переправлялись через реки только вплавь и по мостам. Но уже в древнейшие времена армии начали сопровождать специальные войска, предназначенные для организации переправ. Сегодня их называют «понтонными» войсками/службами – от слова «понтон», обозначающего один из типов средств переправы.
Поскольку переправа часто производится перед войсками врага, то понтонные войска являются именно войсками: действуют под огнем, защищаются от него, оборудуют переправы средствами подавления вражеского огня.
Стоит разграничить три типа средств преодоления водных пространств:
· капитальные (постоянные, долгосрочные) сооружения (их сложно создать в боевых условиях, и ими занимаются военные строители, а не понтонные службы);
· временные стационарные переправы (мосты; сегодня чаще всего называются понтонными мостами);
· временные средства переправки конкретной боевой единицы (лодки, плоты, в том числе понтонные).
Понтонные войска собирают соответствующие конструкции на берегу, после чего быстро развертывают их на воде и организуют погрузку на них боевых единиц. А затем и выгрузку. Водными поверхностями могут быть и реки, и озера, и болота.
Понтонные службы можно считать самостоятельным родом войск, поскольку из них формируются крупные организационно самостоятельные соединения. Они обычно не подчиняются боевым соединениям, редко передаются в качестве средств усиления. Напротив, в практике современной армии наличие понтонных служб на уровне подвижных (кавалерийских/танковых/механизированных) корпусов и в составе любых армий. При проведении крупных наступательных операций, связанных с переправой через водные рубежи, формируются и более крупные понтонные соединения.
Как организованы военно-строительные службы?
Людям, далеким от войны, сложно себе представить, какое количество объектов приходится строить воюющей армии. Солдат нужно размещать, для этого нужны лагеря (палатки и временные здания в относительно спокойной обстановки, блиндажи в боевых). В траншеях, вырываемых самими солдатами, больше нескольких дней размещаться нельзя (разовьется множество болезней), а более сложные долговременные сооружения могут построить только инженеры.
Кроме этого, войскам могут требоваться долговременные оборонительные сооружения: бункеры, ДОТы (долговременные [бетонные] огневые точки), ДЗОТы (дерево-земляные огневые точки), противотанковые ежи и т.д. Они создаются во внебоевой обстановке заранее на направлениях вероятного наступления противника или в мирное время. И если в мирное время этим могут заниматься гражданские строительные компании, то во время войны на них рассчитывать не приходится.
Военные строители также создают мосты и дороги (в том числе железные), склады боеприпасов и другие инфраструктурные объекты. Всю эту работу приходится проделывать каждый раз, когда войска куда-то перемещаются – в том числе, когда они наступают. Если войска сильно удаляются от старой инфраструктуры, а военные строители не успевают создать новую, то военные говорят, что «отстали тылы» - и либо наступление вовремя прекращается, либо армия терпит поражение. Конечно, некоторую помощь может оказать инфраструктура врага, но она есть не везде. И как раз при глубоких прорывах во вражеский тыл ее больше всего не хватает: там есть склады снабжения и дороги, но нет объектов для размещения войск.
Строительные объекты часто размещены в тылу, да и укрепления могут понадобиться в любой точке, поэтому военно-строительные войска не подчиняются боевым подразделениям, а образуют самостоятельный род войск. В некоторых случаях их могут «передавать на аутсорс», то есть привлекать ЧВК: частные военные компании (именно так поступают США). Но ключевое в их названии – слово «военные». Гражданские компании не могут обеспечить нужных армии характеристик строительных работ.
В России у военных строителей очень плохая репутация: слово «стройбат» (строительный батальон) в общественном сознании ассоциируется преимущественно с генеральскими дачами. Их часто пытаются «сократить» (в том числе расформировали как род войск), но закона о ЧВК у нас нет (и ассоциируется этот термин не с инженерными службами, а с наемниками). Отчасти это происходит потому, что по всей стране и так уже разбросано множество гарнизонов.
Само по себе сворачивание военно-строительных служб в мирное время не так уж страшно: их можно быстро восстановить с началом войны, если есть технологии, уставы, организационные модели и мобилизационные планы. Вот на счет их сохранности есть, к сожалению, сомнения.
Как организованы военно-ремонтные службы?
Усилиями плохих советских «историков», написавших тонны галиматьи про начало Великой Отечественной Войны, у большинства россиян сложилось совершенно неправильное представление о ремонтных службах и поврежденной технике. Читая росказни про якобы «небоеспособные» или «небоеготовые» танки и самолеты, люди думают, что сломавшийся танк – это приговор, что его остается только бросить на обочине. В действительности же ремонтные войска – важнейшая часть любой армии с древних времен (когда ремонтировались осадные орудия) и до наших дней.
Среди всех родов войск только флот требует «капитального ремонта», то есть помещения корабля после плавания в док на несколько месяцев. Сухопутные и военно-воздушные войска с поврежденной техникой работают постоянно, в том числе и на поле боя. Условно говоря, сбитая гусеница танка, заклинившее орудие, поломанная коробка передач – это все абсолютно «рабочие» ситуации, с которыми приходится сталкиваться постоянно. Если у армии (вернее, у полка и корпуса) нет ремонтных служб, способных с этими проблемами справиться, то она вообще воевать не может, поскольку половину техники потеряет по дороге к полю боя. То же касается и авиации, где ремонтировать самолет нужно после каждого вылета.
Все поломки можно разделить на четыре уровня:
· те, что устраняются механиком непосредственно в военном подразделении на поле боя (подбитая гусеница);
· те, которые нуждаются в ремонте в полковых мастерских (сломанная коробка передач);
· те, которые нуждаются в ремонте в корпусных мастерских (сорванная башня танка);
· те, для устранения которых технику нужно отправлять на завод (танк горел).
На этих уровнях и располагаются ремонтные службы. Помимо собственно ремонтных, они включают в себя и эвакуационные подразделения, ответственные за вывоз техники с поля боя. Чем лучше они организованы, тем эффективнее армия. Самой эффективной ремонтной службой Второй Мировой Войны (а значит, и вообще в истории военного дела) была, безо всякого сомнения, финская: поскольку финны были отрезаны от источников запчастей, то против СССР они (очень успешно) воевали, собирая весь доступный им хлам (например, двигатели сбитых советских самолетов). Напротив, ремонтные службы СССР/России считались и продолжают считаться весьма посредственными, а технику у нас склонны считать «одноразовой».
Ремонтные службы способны полностью изменить исход сражения, восстановив от 1/3 до 2/3 поврежденной техники прямо по ходу операции (за несколько дней или недель). И наоборот, сохранение за собой поля боя считается очень важным в военном деле, поскольку отступившая сторона бросает на нем поврежденное оружие и технику (от мечей и стрел до винтовок и танков), в то время как удержавшая поле боя часто может собрать оружие и технику противника.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory