Основным средством регулирования движения поездов на железных дорогах сегодня является светофор.
Он передает машинисту локомотива, электропоезда или самоходной машины информацию о состоянии следующих светофоров, скорости и маршруте следования. Также светофоры обеспечивают безопасность движения поездов и регулируют интервалы между попутно следующими поездами.
Но как же машинист ведет поезд, когда по определенным причинам (метель, искусственные сооружения, туман и т.д.) показаний светофора он не видит?
В таком случае машинист руководствуется показаниями локомотивного светофора. Он установлен в кабине и выполняет дублирующую функцию по передаче показаний напольного (расположенного на путях) светофора.
Локомотивный светофор, конструктивно, упрощенная версия по количеству сигнальных показаний.
На нем имеется пять показаний - зеленый, желтый, красно-желтый, красный и белый.
- зеленый разрешает следовать с установленной для конкретного участка пути скоростью:
- желтый включается при наличии на напольном светофоре огня или комбинации огней требующих следования с уменьшенной скоростью;
- красно-желтый загорается при приближении к напольному светофору с запрещающим показанием;
- красный загорается при проезде запрещающего показания напольного светофора, плюс срабатывает автостоп;
- белый означает, что бортовые устройства локомотивной сигнализации не получают информации от напольных устройств.
Если показания локомотивного светофора не соответствуют показанию напольного, то машинист должен руководствоваться показаниями напольного. А если напольный светофор (только проходной) не сигнализирует ничем, то разрешается руководствоваться показаниями локомотивного.
Сейчас уже строятся системы интервального регулирования движения поездов, где напольные светофоры на перегонах вообще отсутствуют. Движение поездов осуществляется только по показаниям локомотивного светофора. Такой принцип в частности реализован на Московском Центральном Кольце и на новой линии Журавка-Миллерово.
Материалы по теме:
Автоблокировка, зачем она на ж.д.?
Зачем красят рельсы в стыках?
Зачем рельсы оборачивают тканью?
Что будет с поездом, если машинист уснул?
Как машинист Сапсана успевает следить за показаниями светофоров на большой скорости?